В Нижнем Новгороде ТПУ и метро станут основой интеллектуальной маршрутной сети
Эксперты строят прогнозы, насколько будет эффективна новая транспортная схема, которую внедрят уже в текущем году
Транспортную сферу Нижнего Новгорода ожидают серьезные перемены. В рамках комплексной реформы общественного транспорта Нижегородской агломерации летом 2022 года будет внедрена новая маршрутная схема. Основой интеллектуальной маршрутной сети станет метро, в городе появится 4 новых станции. Также будет сформировано 7 мультимодальных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).
В Нижнем Новгороде полным ходом идет транспортная реформа. О планах на ближайшее время еще в конце прошлого года рассказал губернатор Глеб Никитин. Так, модернизации подвергнется наземный электротранспорт. Реконструируют старые и построят новые трамвайные пути, обновят подвижной состав. Изменятся маршруты пассажирского транспорта: задвоенные уберут, оставшиеся оптимизируют. Изменения должны стимулировать горожан больше пользоваться общественным транспортом. Это позволит разгрузить дороги и снизить аварийность на 25%.
Для пассажиров уже действуют тарифы с безлимитными пересадками в течение часа. А чтобы пересадки на общественном транспорте стали удобнее, будут развивать ТПУ, в том числе при станциях метро. Подобные объекты давно и успешно строятся в Москве. В Нижнем Новгороде станций гораздо меньше, но пересадочные узлы при них также помогут сделать подземный транспорт более привлекательным для горожан.
«Количество пересадочных узлов у нас прямо соотносится с числом станций метро. В Москве их много, в Нижнем Новгороде – мало. Ведь «позвоночник» будущей транспортной схемы (как нам заявляли ранее) – это подземка. Она даст самые мощные по пассажиропотоку ТПУ – наряду с вокзалом, будущими конечными скоростного трамвая и станциями новых «канаток», если таковые все-таки появятся», – сообщает транспортный обозреватель Александр Седов.
Так, новые ТПУ появятся в Кстове, Арзамасе и Шахунье Нижегородской области, они свяжут автобусные и железнодорожные маршруты. Также пересадочный узел появится при новой станции метро «Сормовская». Ее строительство предусмотрено планами по расширению Сормовско-Мещерской ветки, которые реализуют к 2026 году.
Такое градостроительное решение, как транспортно-пересадочные узлы, успешно используется во всем мире. Объекты позволяют перераспределять транспортные и пассажирские потоки, тем самым повышая комфорт горожан. Кроме того, ТПУ становятся драйверами развития инфраструктуры за счет улучшения транспортной доступности удаленных городских районов. В России наиболее обширен столичный опыт строительства ТПУ. В Москве уже реализован 41 такой объект, через пару лет завершат еще 33 узла.
К опыту зарубежных и столичных градостроителей также обратились в Петербурге. Там сеть из 61 ТПУ намерен построить инвестор – компания «Мегалайн». Пересадочные узлы будут включать не только удобные переходы между остановками транспорта, но и торговые, деловые, социальные и иные объекты, а также перехватывающие парковки. Предполагается, что развитие сети ТПУ разгрузит дорожную сеть, положительно отразится на экологии в городе и уменьшит маятниковую миграцию.
«Это все направлено на то, чтобы создать общегородскую систему, чтобы люди не стояли в пробках, чтобы они подъезжали к своим станциям и на ТПУ или парковках оставляли машины», – рассказал руководитель компании «Мегалайн» Геннадий Корупятник.
Для начала реализую 4 пилотных объекта, приступить к строительству могут уже в 2024-2026 годах. Завершить возведение всех планируемых ТПУ собираются в 2030 году, объем вложений составит 186 млрд рублей. Параллельно в Петербурге также будет меняться схема городских маршрутов, появится специальный пересадочный тариф.
Помимо этого, ТПУ, который соединит железнодорожный вокзал и автобусный терминал, хотят построить в Пермском крае. Возведение четырех ТПУ обсуждается в Самарской области. Предполагается, что объекты свяжут муниципальный и внутригородской транспорт.