В России планируют создать высокоскоростную сеть железных дорог
Главный вопрос: сможет ли РЖД обеспечить не только быструю, но и комфортную поездку?
Создание высокоскоростной сети железных дорог в России является частью масштабного проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Эксперты считают, что сеть свяжет федеральные центры, повысит мобильность населения, а также даст импульс развитию регионов и улучшит их экономику.
На данный момент утверждено несколько маршрутов по ВМС, которые планируют реализовать до 2035 года. Первая в списке – высокоскоростная магистраль, которая свяжет Москву и Санкт-Петербург через Тверь и Великий Новгород. Сейчас в РЖД занимаются проектированием данного участка, а строительство займёт пять лет и намечено на 2022-2027 годы. После этого пассажиры смогут проводить в пути всего 2 часа 15 минут, вместо привычных «сапсановских» 4 часов.
«Реализация этого проекта не только повысит скорость передвижения между городами, но и приведет к ускорению экономической жизни в этом направлении, учитывая особенность двух столиц и доли их вклада в экономику страны. Ведь это направление выделяется максимальной загруженностью. И открытие ВСМ позволило бы справиться со значительно возросшим на этом направлении потоком пассажиров и грузов, так как пропускные способности этого направления уже приближаются к своему пику и порой приходится ущемлять либо пассажирское движение, либо грузовое», – считает заведующий кафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова Руслан Абрамов.
Планируется, что скорость движения поездов на ВСМ будет составлять около 400 километров в час. Обычные поезда едут со скоростью от 80 до 160 километров в час, а «Сапсан» – в среднем до 200 км/ч. Однако не только время в пути играет большое значение для пассажиров, им также важен сервис и питание в поездах. Отзывы пассажиров свидетельствуют, что качество последнего «хромает».
«Добраться от Питера до Москвы за 4 часика – очень удобно, быстро и комфортно. Но вот питание, конечно, подводит. К сожалению, у пассажиров не всегда есть время что-то купить перед поездом, поэтому они покупают у РЖД. Проводники же приносят какое-то недоразумение, которое страшно есть, честно говоря. Запах и вкус еды не предвещают ничего хорошего для желудка и кишечника», – делится Вита.
Мнение путешественницы разделяют и другие пассажиры.
«Если говорить о поездах, то чаще выбираю их, потому что на самолётах боюсь летать. В принципе, понимаю на что иду, поэтому больших надежд обычно не возлагаю. Уже и к креслам привык, и к сервису. Единственное, что вызывает вопросы – это питание. Серьёзно, сколько лет прошло, а лучше не становится. Мне кажется, нужно эту проблему основательно проработать или же вовсе отказаться от питания, раз не справляются. Столько негативных отзывов от пассажиров, а никто ничего не меняет. Это, как минимум, неуважительно», – рассказал Константин Х. на сайте Tripadvisor.
И действительно, чаще всего ОАО «РЖД» отмалчивается, несмотря на растущее с каждым днём недовольство пассажиров. Не даёт комментариев и компания «ЕСП-Сервис», подконтрольная холдингу RBE Group, которая отвечает за бортовое питание в «Сапсанах». Усугубляет ситуацию то, что в СМИ всплывают случаи отравлений в поездах.
Вызывает скептицизм у экспертов и другое, а именно, — направление Москва – Сочи, где ВСМ должна быть построена к 2035 году. Строительство запланировано на 2024 год. Маршрут пройдёт через Тулу, Воронеж и Краснодар, а время в пути займёт 8 часов.
«Проект до Краснодара и южнее до Адлера объясняется тем, что необходима и магистраль к Черному морю, и тогда у россиян появится выбор – лететь самолетом или поездом. Это позволит увеличить пассажиропоток на юг страны, что положительно скажется на туризме и, как следствие, даст развитие этому региону», – поясняет Руслан Абрамов.
Однако эксперты не уверены в целесообразности этой идеи, так как поезд вряд ли сможет конкурировать с авиасообщением. Но находятся и сторонники строительства высокоскоростной сети железных дорог: по их мнению, так территория страны будто «сжимается», что поможет вести бизнес не только в крупных мегаполисах, но и в отдаленных областях. Таким образом, улучшится экономика страны и качество жизни населения.