Возможности финансирования бизнеса под залог нематериальных активов в 2021 году
До 2024 года в рамках национального проекта предполагается выдать кредитов под залог прав на интеллектуальную собственность в размере 31 миллиардов рублей
Финансирование бизнеса под залог нематериальных активов обсудили на круглом столе, организованном Центром развития Франшиз московской «Деловой России». Участники обсудили вопросы получения кредитов под права на интеллектуальную собственность для бизнеса, с позиции рисков и возможностей банковского сообщества, мер гарантийной поддержки со стороны государства, расширения деятельности для оценочных компаний. В мероприятии приняли участие представители коммерческих банков, Корпорации МСП, Роспатента, ЦБ РФ, оценочных компаний и бизнеса.
Кредитование под залог прав на интеллектуальную собственность выделено в самостоятельный вид кредитования в качестве мер поддержки компаний малого и среднего бизнеса в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». До 2024 года в рамках национального проекта предполагается выдать кредитов под залог прав на интеллектуальную собственность в размере 31 миллиардов рублей.
«Развитие инновационной деятельности предполагает в том числе переход к рыночной оценке объектов интеллектуальной собственности, что переводит фокус внимания на работу с нематериальными активами. Также актуальным вопрос становится для компаний, работающих по франчайзинговым моделям, где комплекс передаваемых прав является совокупностью недооцененных объектов собственности» — пояснила Галина Радаева, со-организатор и модератор мероприятия, Управляющий партнер «АВЕРТА ГРУПП», Руководитель Центра развития франшиз и нематериальных активов московской «Деловой России».
О состоянии дел в кредитовании под нематериальные активы в 2020 году рассказала начальник отдела юридического сопровождения финансовых операций – заместитель руководителя Дирекции корпоративного управления и юридического сопровождения финансовых операций АО Корпорация МСП Светлана Бордунова. По её данным в рамках реализации нацпроекта в 2020 году МСП Банк оказал финансовую поддержку с залогом прав на интеллектуальную собственность на сумму более 5 млрд рублей, в том числе с обеспечением АО «Корпорация «МСП». «МСП Банком и Газпромбанком за первые 2,5 месяца текущего года, по состоянию на 17 марта 2021 года, с учетом залогового обеспечения прав на объекты интеллектуальной собственности предоставлено 877 млн рублей кредитных средств. В настоящее время для поддержки субъектов МСП, реализующих инновационные, высокотехнологичные проекты, Корпорация МСП разрабатывает отдельный продукт по предоставлению независимой гарантии под залог прав на интеллектуальную собственность», — пояснила спикер.
Об особенностях регулирования кредитования нематериальные активы рассказал советник заместителя Председателя Правления АО БАНК МСП Павел Ефимов: «В начале 2020 года мы решили разработать концепцию по развитию кредитования под залог прав на объекты интеллектуальной собственности, так как видели большую недофинансированность этого рынка. Рынок высокотехнологичных компаний – субъектов МСП в России обладает колоссальной неудовлетворенной потребностью в финансировании, в том числе банковском. Это для нас стало очевидным, после того как в 2019 году мы начали выдавать кредиты под залог объектов ИС, в качестве дополнительного обеспечения, а также совместно с Корпорацией МСП оказывать поддержку субъектам МСП — высокотехнологичным «стартапам» и быстрорастущим «газелям». Для этого мы также взяли в работу те методические рекомендации по оценке, которые РОСПАТЕНТОМ были разработаны совместно с рабочей группой независимых оценщиков. В 2021 году у нас запланировано финансирование кредитования под залог прав на объекты ИС на 3 млрд. В рамках нашей инициативы по развитию кредитования мы, во-первых, поддерживаем предложения по внесению изменений в положения ЦБ, касательно оценки залогов. Положение ЦБ РФ № 570-П от 26 декабря 2016г. (О порядке проведения Банком России экспертизы предмета залога), есть очень важное ограничение, которое мешает нам принимать залоги по рыночной стоимости, а именно Банком России в этом положении не предусмотрена оценка объектов интеллектуальной собственности доходным методом».
По сути, к компаниям с исключительно интеллектуальными активами невозможно применить подходы проектного финансирования. «Мы не можем оценить денежные потоки этих компаний, которые генерируют данный актив и взять его в залог. Положением ЦБ РФ № 590-П от 28 июня 2017г (о порядке формирования кредитными организациями резервов) запрещает нам относить такого рода залоги к обеспечению первой или второй категории качества. Мы провели большую работу с нашими партнерами – Фондом Сколково и АНО «Цифровая экономика» по согласованию текстов проектов по внесению изменений в данные Положения и также поддерживаем тот вариант проекта изменений в 590-П, который подготовлен Минэкономразвития» — поделился планами развития спикер.
Вячеслав Колосков, начальник Центра по работе с малым и средним бизнесом Газпромбанка заявил, что его банк «готов обсуждать с деловым сообществом подобные кейсы. При подходе к оценке кредитоспособности заемщика, мы в первую очередь оцениваем его финансовое состояние, положение на рынке, перспективы с точки зрения захвата доли рынка, в том числе благодаря интеллектуальной собственности, которая имеется у компании. Второе – для себя мы видим, в принципе, возможности структурирования сделок под залог нематериальных активов в качестве не основного обеспечительного залога, наличие которого может служить механизмом для получения Заемщиком совместно с кредитующим банком инструментов государственной поддержки».
Более 50% опрошенных банков готовы уже работают с объектами НМА в составе бизнеса, но пока еще признают высокие риски. Таковы результаты исследования консалтинговой компании «АВЕРТА ГРУПП». Проблематика оценки НМА состоит в несовершенстве методологии оценки: идентификация объекта НМА, расчет доходным подходом, как наиболее вероятным отражением рынка и отказ от сравнительного и затратного подходов, ответственности бизнеса в подготовке пакета документов для оценки НМА для независимых экспертов и банковских институтов», отметил управляющий партнёр «АВЕРТА ГРУПП». Алексей Шаров.
Вопрос о необходимости позиционирования оценки нематериальных активов для залога в связке кредитным продуктом банка поднял Первый вице-президент, Председатель Экспертного совета Ассоциации «СРОО Экспертный совет» Владимир Лебединский.
«Больше года мы занимались разработкой Методических рекомендаций по оценке нематериальных активов для целей залога совместно с Роспатентом. Работала представительная рабочая группа, эти рекомендации прошли целый ряд итераций и могут уже сейчас существенно помочь в работе оценщиков и экспертов банков. Вместе с тем, Методические рекомендации можно улучшить и их окончательно утвердить, когда будет сформирован эффективный банковский кредитный продукт для подобных объектов. НМА по большей части являются сложным, низколиквидным и рисковым активом, требующим советующего юридического, технологического и экономического анализа и не привлекательны для банков как самостоятельный объект залога и как следствие их стоимостная оценка также недостаточно востребована».
Дарья Шипицына, советник центра международной кооперации ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности», подтвердила, что методические рекомендации по оценке стоимости прав на интеллектуальную собственность для целей залога разработаны сформированной при Роспатенте рабочей группой. «Причиной создания методики послужила необходимость, прежде всего, в практическом инструменте, своего рода настольной книге, использование которой смогло бы повысить доверие к отчету об оценке. В ближайших планах намечено утверждение этого документа с целью расширения возможности его использования в деятельности банков».
С позиции возможностей для бизнеса выступили представители Московского инновационного кластера, ТПП РФ и тех компаний, кто уже получил финансирование под залог НМА.
Опытом работы платформы для бизнеса «Биржа патента» поделился начальник отдела по развитию спецпроектов Управления по администрированию мер поддержки и экспертизы проектов Фонда «Московский инновационный кластер» Олег Дьяченко. В её рамках представлен целый ряд отдельных сервисов, который направлен на решение двух основных задач – повышение патентной активности и стимулирование оборота прав на результат интеллектуальной деятельности. «Благодаря интеграции наших IT-платформ с Роспатентом возможно не просто найти какой-то патент, но и сделать предложение по приобретению прав на это изобретение, либо по заключению лицензионного договора прямо на платформе, — отметил О. Дьяченко. — Пока сервис работает только для участников МИК, но мы планируем расширить этот сервис и на всех остальных участников. Также для участников кластера появилась возможность подать онлайн-заявку на получение кредита под залог прав на результаты интеллектуальной деятельности»
«В фонде развития цифровой экономики у нас более 1000 проектов, которые постоянно ищут какое-то финансирование. У нас мир четко разделяется на две половинки. Первый мир – это цифровой мир, и он вообще не мыслит ни банковским кредитом, ни залогом нематериальных активов, максимум защитой этих нематериальных прав, потому что для него это просто слишком сложно, это эффекта никакого не дает и гораздо эффективнее работать с инвесторами. Второй мир – это корпорации, те, кто привычно работает с банковскими институтами, здесь мы даже создали департамент финансов, который помогает в льготном кредитовании с пониженной процентной ставкой», - отметает Член Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики Максим Черешнев
Опытом, доказывающим возможность получения средств под НМА при наличии совокупности условий, поделился гендиректор компании «ЭНЕРГОЭЛЕМЕНТ» Александр Логинов. «Мы действительно стали первой компанией в стране, которая получила под залог ИС реальные деньги, мы практически уже выплатили обязательства и закрыли юридический аспект сделки, — рассказал он. — Ключевым моментом нашего патента заключалось то, что на базе патента создавался продукт, под который был выигран тендер. Патент являлся некой структурой бизнеса. Он имеет и внешнюю монетизацию и внутреннюю внутри нашей компании. Об этом очень хорошо знал МСП и понимал, что если вдруг я не выполню обязательства, то фактически я теряю бизнес-направление, а компании больше 10 лет. Для меня наличие данного патента подтверждение того, что мой продукт не скопируют, а с другой стороны, для банка подтверждение, что я действительно буду бизнес-направлением заниматься. Мой опыт не системный, он очень сильно ориентирован на доверие и на локальные обстоятельства компании».
Позицию банковского сообщества обозначил председатель Комитета по залогам и оценке Ассоциации банков России Виктор Рослов. «Для достижения цели повышения оборотоспособности нематериальных активов посредством расширения объема финансирования под залог прав на такие активы, то надо понимать — по какому пути идти, — заявил В. Ростов. — На сегодняшний день банки используют залог НМА, но, как правило, в составе пакета акций, долей, комплексов имущества, и те потоки, которые дополнительно генерируют эти активы, учитываются в составе потоков бизнеса. Если мы говорим о введении в залоговый оборот объектов нематериальной собственности как самостоятельных активов при традиционном кредитовании зрелых компаний, тогда банки должны четко понимать преимущества и риски, связанные с залогом нематериальной собственности. Прежде всего у банков, как у коммерческих организаций, должна возникнуть заинтересованность. Не будет заинтересованности не будет – не будет никакого движения. Надо провести анализ спроса и понять приоритетный клиентский сегмент. После этого станет более понятно — какие формы кредитования следует использовать и какие стимулирующие меры будут эффективными».
В завершении, представитель Международного консорциума IP-менеджмента Фокин Геннадий предложил вернуться к рассмотрению Франчайзингового пакета как комплекса прав и стандартизированного продукта, что может являться отдельным ip активом с наличием рынка. Ранее это вопрос обсуждался с Радаевой Галиной на предыдущих мероприятиях где рассматривались дополнительные механизмы защиты франшиз и финансовых продуктов. Она подтвердила данную задачу, что будет рассмотрена в рамках работы рабочей группой по франчайзингу при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в г.Москва и Центром развития франшиз и НМА Московской Деловой России.