Транспорт

Всем водителям посвящается!

В качестве нарушения ПДД в 2022 году наиболее часто на дорогах Подмосковья, как и во всей стране, фиксировалось превышение скорости

Фото: Илья Тушев / Вести Подмосковья

Вот мы с вами и в 2023 году! В ближайшее время будут подведены и опубликованы социально-экономические итоги года ушедшего. Однако наметившуюся тенденцию по снижению аварийности на дорогах страны мы можем проследить уже сейчас. «Научный центр БДД МВД России» заявил, что за 9 месяцев 2022 года общее число ДТП в России сократилось на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, в стране на 4% сократились случаи летальных исходов на дорогах. Снижение данных показателей зафиксировано в 43 субъектах Российской Федерации, включая Московскую область.

Весь год мы фиксировали устойчивое снижение общих показателей аварийности. Так, за 11 месяцев 2022 общее количество ДТП в Подмосковье снижено на 14,6%, общее количество погибших в результате ДТП снижено на 9,5%, общее число пострадавших/раненых в результате ДТП меньше на 16,4%.

Условно, факторы аварийности можно разделить на две большие группы: объективный и субъективный.

К объективному фактору относится состояние дорожной инфраструктуры и погодные условия.

Хотя из-за технической неисправности транспортных средств случается сравнительно немного дорожно-транспортных происшествий, их последствия зачастую достаточно серьезные. Наибольшую опасность представляют: нарушение герметичности гидравлического, пневматического или пневмогидравлического тормозного привода; несоответствие эффективности работы тормозной системы государственным стандартам; неисправность внешних осветительных приборов; недостаточная для должного сцепления с дорожным покрытием высота протекторов шин и другие.

На объективный фактор, таким образом, приходится не более 10-15% аварий.

В большинстве случаев (более 85%) причиной ДТП является сам человек: пешеход, автомобилист или оба сразу. 2 из 5 ДТП связаны с нарушением Правил дорожного движения пешеходами.

Развитие автомобильных дорог является одним из приоритетных направлений в России, о чем можно судить по принятию определенных нормативных актов, и один из главных – Национальный проект «Безопасные и качественные дороги», который оказывает большое влияние на транспортную инфраструктуру в России: строятся новые современные магистрали, мосты и путепроводы, применяются современные технологии и материалы, внедряются интеллектуальные транспортные системы, повышается сохранность трасс.

Строительство новых дорог и ремонт действующих будет продолжен в наступившем году. Гладкие дороги без ям и открытых колодцев, с видимыми издалека подсвеченными «зебрами», а также современными отбойниками, элементами защиты в случае ДТП и продуманной расстановкой знаков, оснащенные интеллектуальными комплексами позволит уменьшить как общее количество аварий, так и их тяжесть.

Мы с вами видим, как в Московском регионе меняется к лучшему дорожная сеть: появляются новые удобные, а, главное, безопасные развязки и съезды, устанавливаются светофорные объекты, ограждения, дорога становится более светлой даже в темное время суток.

Правительство Московской области запланировало направить более 45 млрд рублей на строительство и ремонт дорог в Подмосковье в 2023 году.

Благодаря совместным усилиям Госавтоинспекции области, правительства, комиссий и структур по безопасности, общественности, неравнодушных граждан выявляются и ликвидируются места аварийности.

К сожалению, нельзя не упомянуть печальный «топ 5». Главными причинами тяжелых дорожно-транспортных происшествий по-прежнему остаются: нарушение правил проезда перекрестков, несоответствие скорости движения транспортного средства, несоблюдение дистанции между впереди и сбоку движущимися авто, выезд на полосу встречного движения, состояние алкогольного или наркотического опьянения при участии в дорожном движении.

От себя хочу добавить еще один фактор, провоцирующий аварию, как мне кажется, недооцененный статистикой – это фактор неуважительного отношения участников дорожного движения к друг другу, к закону в целом, да и, по сути, к собственной жизни.

Неуважение на дороге – явление распространенное, водители, управляющие дорогими автомобилями, свысока смотрят на владельцев моделей подешевле, причем и те, и другие игнорируют мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов. Частые причины ДТП из-за проявления неуважения к участникам движения: проезд перекрестков не по правилам, а по принципу «чья тачка круче, тот и первый»; лихачество; «незамеченные» мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы. Агрессивность и грубость на дорогах недопустима, поскольку мы и так имеем дело с источниками повышенной опасности, не стоит усугублять опасность.

В этой связи, традиционно хотелось бы призвать читателей быть благоразумными за рулем, не идти на поводу у примитивных животных инстинктов, которые порой пробуждаются, как только человек садится в машину.

Ну а для тех безвольных, кто не способен взять ответственность в свои руки, всегда есть действенные меры – штрафы и уголовное наказание для особенно «безбашенных».

Негативные эффекты человеческого фактора на дорогах минимизирует автоматическая фотовидеофиксация – дисциплинирует водителей, побуждает соблюдать ПДД, тем самым повышается уровень безопасности на дорогах.

В прошлом году на расширенной коллегии МВД Владимир Путин заявил: «Необходимо последовательно развивать технические средства контроля за соблюдением Правил дорожного движения, расширять возможности систем автоматической фото- и видеофиксации правонарушений».

Сегодня на дорогах нашей страны установлено и работает 23,4 тысячи комплексов фотовидеофиксации – стационарных и передвижных, часть из которых способна контролировать сразу несколько полос движения в обоих направлениях и распознавать порядка 50 составов нарушений ПДД, в том числе сложных: непристегнутый ремень безопасности, непредоставление преимущества пешеходам и другие. Однако наиболее распространенным нарушением ПДД, фиксируемым комплексами фотовидеофиксации, является превышение максимально разрешенной скорости движения. На его долю приходится более 90% от всех вынесенных штрафов, тогда как именно высокая скорость – основная причина тяжких последствий при ДТП.

Наиболее часто на дорогах Подмосковья, как и во всей стране, фиксировалось превышение скорости.

Несколько лет назад одно информационное молодежное агентство предложило необычный формат проведения рекламной кампании на тему «Скорость убивает». Были разработаны элементы наружной рекламы, POS- материалы, промоакции, а также медиа-планы в печатных и электронных СМИ.

Особое впечатление на меня лично произвел сценарий социального ролика на заданную тему. Представьте себе...

Женский голос за кадром: «Ты всегда любил повторять, что везучий и везде успеваешь...». Одновременно на экране демонстрируются сцены с участием веселого молодого человека, который на бегу заскакивает в электричку, в лифт за секунду до закрытия двери, в кинотеатр, когда уже погас свет в зале и вот-вот начнется фильм... Потом мы видим, как очаровательная девушка бежит по желтым листьям к нему навстречу, они кружатся в объятиях друг друга и смеются, они же – в свадебном вальсе... радость, молодость, жизнь... И вдруг кадры: машина летит по ночной улице, влетает на перекресток за мгновение до того, как загорается запрещающий сигнал светофора, скрип тормозов, грохот, рев сирен... Голос женщины за кадром «Ты всегда любил повторять, что везучий и везде успеваешь...Тебе повезло – ты умер на месте...» Спиной к экрану сидит девушка в инвалидном кресле. Вот такой вот сценарий.

К сожалению, очень правдоподобный сюжет.

В 2021 году банк «Русский стандарт» провел исследование штрафов, согласно которому самым популярным в 2020‒2021 годах был именно штраф на сумму 250 руб. за нарушение скорости, то есть за превышение скоростного режима на 20‒40 км/ч.

Нарушение скоростного режима ‒ не безобидная забава для водителей-лихачей. По статистике ВОЗ, каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий погибает 1,3 млн человек и самой распространенной причиной аварий является именно превышение скорости. По данным ВОЗ, с нарушением максимально допустимой скорости ездят 40‒50% всех водителей. В разных странах по этой причине происходит 30‒50% смертей в результате ДТП.

Россия не исключение из общемировой статистики. В нашей стране ДТП с летальным исходом происходят чаще всего из-за столкновений, выезда на встречную полосу и наезда на пешеходов, но главной причиной этих ДТП является именно нарушение скоростного режима либо из-за неправильной оценки ситуации, когда водитель движется со слишком большой скоростью, либо из-за умышленного нарушения, например, лихачества.

Упомянутый ранее Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предполагает снижение к 2030 году смертности на дорогах в 2,7 раза по сравнению с 2020 годом (4 человека на 100 000 населения вместо 10,9).

Ситуацию необходимо переломить, в том числе, разработав и внедрив эффективные меры борьбы с нарушителями.

Что необходимо для дальнейшего снижения уровня аварийности на дорогах МО? Очевидно, односложного ответа нет. Необходимо действовать комплексно: продолжать улучшение инфраструктуры и качества дорог, оперативно гармонизировать организацию дорожного движения в соответствии с объективными вызовами, развивать общественный транспорт, увеличивать ограничение скорости, улучшать качество образования и подготовки водителей, обратить внимание на отрасль «Психология дорожного движения», продолжать и совершенствовать методы вовлечения и пропаганды знаний правил безопасного поведения на дорогах.

Главное: помнить о том, что жизнь – одна, второй попытки, скорее всего, не будет. Всем желаю безопасных дорог в 2023 году!

Ошибка загрузки