Высшее образование в меняющемся мире
Кооперация в цифровой среде и индивидуальные образовательные траектории
6 марта ИОТ-университет и Yandex Cloud на вебинаре «Технологические тренды в высшем образовании в 2023 году» рассказали о технологиях, благодаря которым вузы становятся более востребованными студентами и успешными компаниями. Секрет – в цифровых решениях и подходе, основанном на стратегии ИОТ (индивидуальные образовательные траектории).
Это помогает обеспечить качественные коммуникации с индустриальными партнерами, сформировать профиль компетенций выпускника под запросы рынка, а самим студентам еще на этапе учебы работать с реальными запросами потенциальных работодателей, причем и в распределенных командах. Теперь ни время, ни расстояния не помешают родиться квалифицированному специалисту, если вуз на это настроен.
ИОТ — это возможности для вузов актуализировать программы и перейти на проектную форму обучения, вовлечь студентов в процесс образования, а преподавателям — заниматься исследовательскими и инновационными проектами и работать по гибкому эффективному контракту.
Павел Музыка, генеральный директор ИОТ-университета, рассказал о Modeus – облачной платформе для поддержки развития образования в университетах и развития индивидуальных образовательных траекторий.
«Уже 9 университетов развернули ИОТ на нашем решении, и мы можем судить о направлении развития ландшафта высшего образования. Первым важным направлением изменений являются многосторонние сетевые партнерства и программы академической мобильности, в рамках которых студенты получают возможность часть своей образовательной траектории выстроить «в стенах» нескольких университетов. Так, в этом учебном году мы реализуем пилотный проект в ИОТ-консорциуме по предоставлению студентам возможность строить свои траектории в небольшой части программ из курсов 4 университетов. В таких кооперациях становится крайне важно синхронизировать расписания или организовать выборную кампанию одновременно в нескольких университетах. Ну и конечно, обеспечить зачет баллов между университетами. Все это требует единого оператора инфраструктуры нескольких вузов», — отметил Павел Музыка.
Успех сейчас – это совместная работа и эффективная коммуникация, что дает вовлечение индустриальных партнеров в учебный процесс, а студентам — участие в конкретных индустриальных проектах. Как удержать студентов в вузе? – дать им широкие возможности и доступ к образовательному контенту от федеральных профессионалов и преподавателей, эффективно включать которых в процесс образования также помогают цифровые решения – за счет учета времени и расписания, тематик и вовлечения студентов. Когда студент на площадке своего вуза получает нужный контент, он остается в регионе во время учебы, а потом и как специалист.
Больше данных – выше требования к безопасности. Логично, что создатели облачных решений могут и мотивированы к высочайшему уровню качества защиты, что университетские IT-команды не могут себе позволить и финансово, и организационно. Тот же Modeus регулярно привлекает профессионалов в области ИБ к аудиту безопасности системы, университетам на такие тесты вряд ли выделят бюджет.
«Мы предлагаем, к примеру, протестировать, какая модель выборной кампании лучше подходит для конкретного университета и выбрать лучшее решение, — пояснил Павел Музыка. — Наша компания помогает вузам в принятии решения о подключении к платформе Modeus, проводя бесплатное обследование. 1-2 июня мы проводим очередной ИОТ-слет для ИТ команд университетов, в ходе которого участники смогут поделиться своим опытом и обсудить последние тренды и вызовы реализации цифровой трансформации университетов».
Марина Кошелева, консультант по внедрению облачных технологий в сфере образования и науки Yandex Cloud поделилась мнением о востребованности облачных технологий университетами: «Цифровизация, наука и образование – так мы понимаем категории задач облачных технологий в высшем образовании. Самый часто встречающийся кейс – поддержание работоспособности высоковолатильных систем, это LMS, сайты, личные кабинеты, подвергающиеся периодически высокой нагрузке во время сессий или приемных кампаний. На нашей платформе более 50 сервисов. Мы понимаем, что облачные сервисы могут помочь вузам в построении межуниверситетских тренажеров и сервисов, масштабировать и поддерживать их работу. Сейчас у нас разработано 9 курсов, которые на бесплатной основе вузы могут внедрять в свой образовательный процесс. Также сервисы платформы используются для обеспечения информационной безопасности вуза и помогают противостоять DDoS-атакам и обеспечивать права доступа разного уровня».
Олег Голиков, директор департамента цифровой трансформации Сеченовского Университета, рассказал о модели трансформации медицинского университета в исследовательский и практике применения цифровых технологий: «Ранее на массовое внедрение полученного на практике успешного опыта лечения заболевания уходило до ста лет. Сейчас работа с данными разделена по функциям и ролям, что существенно ускорило как достижение научных результатов, так и внедрение результатов научных исследований в жизнь. Здесь и возникает необходимость взаимодействия с технологическими партнерами, потому что сделать это в одиночку университету просто невозможно. Мы готовы делиться своими наработками по технологизации медицинского образования и исследовательской работы студентов. В целом наше время предполагает кооперацию».
Университеты первыми откликаются на запрос времени, в это сейчас, в первую очередь, достижение кадрового и технологического суверенитета и подготовка студентов, заточенных на запрос работодателя, именно с тем набором знаний, навыков и практик, которые нужны компаниям и производствам. Подробнее об индивидуальных образовательных траекториях — в ИОТ-чате.