Выставка «Парад „Побед“» открылась в Музее Гаража особого назначения на ВДНХ
Посетители могут познакомиться с историей знаменитого советского автомобиля
В зале сменных экспозиций Музея Гаража особого назначения на ВДНХ открылась новая выставка под названием «Парад «Побед». Главным героем стал, собственно, знаменитый ГАЗ М-20, который серийно выпускался в 1940-50-х годах. «Хронология этой модели включает в себя кульминационные даты отечественной истории: от разгрома немцев под Сталинградом в феврале 1943 года до запуска первого искусственного спутника Земли в октябре 1957-го», — отметили в пресс-службе Музея.
«Выставка приурочена к празднованию 78-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. 3 февраля 1943 года, то есть на следующий день после разгрома немецких войск под Сталинградом, в Москве состоялось совещание по подготовке к производству легковых машин на послевоенную перспективу. Так, автомобиль «Победа» создавался в очень трудных условиях: в июне 43-го Горьковский автозавод, находящийся в глубоком тылу, подвергся разрушительной бомбардировке. Модель проектировалась, можно сказать, под открытым небом, так как завод был уничтожен. Его восстановление заняло 120 дней», — рассказал организатор выставки, коллекционер и автоэксперт Иван Падерин.
Первый опытный образец «Победы» появился в конце 1944 года, второй — в начале 1945-го. В июне того же года машины демонстрировались в Кремле высшему руководству, а потом проходили испытания. В июне 1946-го было запущено серийное производство.
Идеологом создания автомобиля «Победа» стал Андрей Александрович Липгарт — главный конструктор ГАЗа, член-корреспондент Академии артиллерийских наук СССР, лауреат пяти Сталинских премий, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Его дочь, Ирина Андреевна Липгарт, посетила открытие выставки в Музее Гаража особого назначения. «Прежде всего «Победа» для меня — это подруга детства, которая всегда была рядом. Я очень рада, что машины, созданные моим папой, до сих пор любимы людьми», — сказала она с улыбкой.
На выставке «Парад «Побед» можно открыть для себя разные интересные факты. Например, многие знают легенду, согласно которой директор ГАЗа якобы предложил назвать автомобиль «Родиной» и получил ответ Иосифа Сталина: «Почем будешь Родину продавать?». На самом деле такого не было. С 1943-го машина ГАЗ М-20 именовалась «Победой» и под таким названием демонстрировалась в Кремле. А марка «Родина» существовала как эпизодическое рабочее название одного макета будущей «Волги» М-21, который сконструировали уже после смерти Сталина.
Существовали модели «Победы» для использования в такси, которые ездили по столице до 1962 года. Был разработан и специализированный вариант — карета скорой помощи для транспортировки пациентов на носилках. А вот вездеход М-72 формально так и не получил название «Победа». «М-72 создавались в рамках госзаказа, частным лицам они не продавались. Хрущев хотел пересадить председателей колхозов и парторгов в более комфортные автомобили, потому что тем приходилось мотаться на неотапливаемом «Газике», — рассказал организатор выставки Иван Падерин. В сжатые сроки в начале 50-х были приняты решения, как поставить обычную «Победу» на козлы: кузов оставили несущим, фрагментарно его усилили и произвели необходимые изменения, чтобы установить агрегаты внедорожника. Низ — от ГАЗ-69. Из классической модели в итоге родилась совсем другая машина, и, возможно, поэтому «Победой» ее так и не окрестили. Выпускать М-72 прекратили в середине 1958-го. Всего было создано 4 677 экземпляров.
Внимание привлекает и реплика спортивного автомобиля для шоссейных гонок «ГАЗ-специальный». Не доживший до наших дней оригинал был построен в экспериментальном цехе автозавода для гонщиков команды «Торпедо-ГАЗ» к чемпионату страны 1956 года. На этой машине заводской гонщик Николай Сорокин занял пятое место. «Автомобиль с открытым кузовом без крыши, то есть без лишнего утяжеления. Гонщики ехали полусогнутыми, сгруппировавшись вокруг руля. Средняя скорость составляла порядка 145 км/ч на кольцевой трассе с поворотами. Местами отдавалось и по 170 км/ч», — отметил Иван Падерин.
Отдельный стенд посвящен автомобилям гоночной команды «Торпедо-ГАЗ» на базе М-20 «Победа», выпускаемым с 1950 по 1956 год. Оригиналы также не сохранились, поэтому сегодня речь может идти только о репликах. По факту это были машины на одну гонку, хотя варианты «шасси №1» и «шасси №3» гоняли до конца пятидесятых.
Также Иван Падерин рассказал, что в целом такое явление, как «Победа» в спорте, началось с первой послевоенной ночной гонки в феврале 1949 года, проведенной на маршруте Москва-Минск-Москва. Заводские гонщики тогда двигались со скоростью 103-107 км/ч. Та первая гонка, по сути, являлась испытательным пробегом «Побед», чтобы узнать, выдерживают ли они заданную паспортом максимальную скорость в 105 км/ч.
«В серии книг ЖЗЛ, кстати, готовится к выходу книга о жизни папы, о его работе. Конечно, в сегодняшнем потоке информации она может затеряться. Но если вы любите машину «Победа», то почитайте ее», — посоветовала Ирина Андреевна Липгарт.
Выставка работает до 21 мая.
Адрес: ВДНХ, павильон 53.