Транспорт

Железнодорожный скандал: кто наживается на поставке услуг для «Сапсанов»?

Полиция расследует дело о мошенничестве при оборудовании скоростных поездов интернетом

Фото: Софья Сандурская / АГН "Москва"

Поставщикам ОАО «РЖД» грозит уголовное дело. Проверки транспортной прокуратуры показали, что несколько лет назад подрядчики и субподрядчики завысили стоимость работ по контрактам на обеспечение поездов «Сапсан» беспроводным интернетом. В результате махинаций российский перевозчик потерял свыше 800 млн рублей. В сообщении Московской межрегиональной транспортной прокуратуры виновники не указаны.

Сотрудники прокуратуры выяснили, что в 2017 и 2019 годах ОАО «РЖД» заключало договоры на установку в высокоскоростных поездах «Сапсан» оборудования для доступа в интернет. Общая сумма контрактов превышала 1,5 млрд рублей. Однако подрядчики и субподрядчики не только завысили стоимость работ, но и включили в затраты цену оборудования, уже установленного в поездах. По факту мошенничества заведено уголовное дело, подозреваемых или обвиняемых пока не называют.

Известно, что в 2017 году победителем аукционов на право заключения договора предоставления доступа к сети интернет и к мультимедийному контенту стала компания ООО «РМ». У фирмы был всего один конкурент, но она предложила выполнить услуги дешевле, чем соперник. Известно также, что 70% компании приобрел владелец холдинга RBE Group Андрей Шокин. Еще 30% принадлежат фирме Валерия Шилкова. Примечательно, что оба бизнесмена имеют доли в еще нескольких компаниях, замеченных в махинациях.

Через мультимедийный портал, доступ к которому обеспечила ООО «РМ», пассажиры, в том числе, могут заказать еду по меню. Ее в скоростные поезда поставляет RBE все та же Group. Стоит отметить, что клиенты нередко остаются недовольны качеством данной услуги.

«Заказала в Сапсане лосось с овощами с 480 рублей и получила это... Маленький непрезентабельный кусочек в пластике. В ресторане такое блюдо принесли бы на красивой тарелке и в лучшем виде... Тем более не разогретом, а из под ножа», – отзываются они.

Пища в «Сапсанах» действительно не готовится во время следования поезда, пассажирам выдают рационы, заранее приготовленные на комбинатах «РБЕ». Вагоны-рестораны пока еще остались в некоторых поездах дальнего следования, но и их можно считать гарантами качества с большой натяжкой. Летом прошлого года имел место крупный скандал из-за отравления более 80 школьников, следовавших поездом «Мурманск-Адлер». Освещавшие ситуацию СМИ и здесь обнаружили след RBE Group: компания выкупила 49% в ООО «Напитки ТрансСервис», повара которой готовили в вагоне-ресторане данного поезда.

В прошлом году ОАО «РЖД» заявило о намерении отказаться от кухонь в поездах и полностью перейти на продукцию комбинатов. Однако изменение качества услуги остается под вопросом, ведь поставщик останется тот же. В то же время транспортная прокуратура добилась исключения стоимости услуги Wi-Fi из цены билета на «Сапсаны». Теперь данная услуга будет бесплатной для пассажиров, о ее наличии путешественников будут оповещать.

Ошибка загрузки