Житель подмосковной деревни повторил подвиг Ивана Сусанина
64-летний крестьянин завел колонну оккупантов в заснеженный овраг
Во время Великой Отечественной войны было место для любого подвига. Ивану Иванову из деревни Лишняги Серебряно-Прудского района было 64 года и на фронт он попасть точно не мог. Но и на его малую родину пришли оккупанты. Иванов однажды оказался перед выбором и пожертвовал ради общей Победы своей жизнью...
Иван Петрович Иванов родился в деревне Лишняги в 1877 году. Был батраком у местного помещика Воронцова, принял участие в Русско-Японской и Первой мировой войнах, на которых его дважды ранили. В гражданскую войну сражался на стороне красных. В 1930 году Иванов вступил в колхоз и работал в нем конюхом, воспитывал двух сыновей и дочь. В первые дни Великой Отечественной войны он проводил Ивана и Василия на фронт. Ни отец, ни его сыновья еще не знали, что больше никогда не увидятся и никто из них эту войну не переживет...
Во время боевых действий Лишняги находились в прифронтовой зоне, но худо-бедно это лихое время пережили — 6 декабря советские войска перешли в наступление на этом направлении и 322-я стрелковая дивизия освободила Серебряные Пруды. Немцы стали спешно отступать к реке Шат, чтобы организовать там новую линию обороны. Советская авиация нещадно бомбила отступающих немцев на всех дорогах, поэтому гитлеровцы старались двигаться проселочными дорогами. Остатки 63-го пехотного полка вермахта тоже искали такие пути и продвигались через деревню Лишняги. Здесь немцы решили взять себе проводника и на глаза им попался Иван Петрович. Офицер посадил его вместе с собой в легковую машину, за которой последовала колонна грузовиков с пехотой и фашистским скарбом.
Иванов указал офицеру направление на село Подхожее, заверив его, что перед ним не просто сугроб, а дорога, занесенная снегом. Проселок тут действительно был, но здесь было не только сложно проехать — рядом с ним проходил теперь заснеженный и потому невидимый овраг. Несколько грузовиков съехали в овраг, другие безнадежно буксовали в снегу. Ни одной машины достать на «дорогу» немцам так и не удалось. Оккупанты начали мерзнуть и свирепеть... А когда недалеко начали рваться снаряды, фашисты поняли, что попали в ловушку.
Скоро здесь будут догоняющие их советские войска и спастись уже не удастся. Немцы спешились и побежали в сторону села Подхожее. С собой они тащили и Иванова, который вполне мог повести их нормальной дорогой через деревню Белгородье. В овраге осталось три десятка автомобилей врага. В Подхожем еще ничего не понявший офицер изучил карту и потребовал у Иванова провести их к деревне Шеметово в семи километрах. Иванов ответил, что он не слышал о такой деревне и дороги к ней не знает. Воспользовавшись моментом, Иванов ушел из дома. Немцы тут же его хватились и вскоре на улице раздались выстрелы. Утром местные жители нашли тело Иванова в 150 метрах от околицы деревни. Его похоронили в колхозном саду, но через несколько дней тело выкопали родственники и увезли в село Куребино, где Иванов и похоронен.
Не вернулись с войны и сыновья Иванова. Иван погиб в 1942 году, а Василий — в 1945. За свой подвиг Иван Петрович Иванов был отмечен только в 1965 году, когда указом Президиума Верховного Совета СССР он был награжден орденом Отечественной войны II степени. По своему статуту эта награда после смерти награжденного государству не возвращалась и орден был вручен дочери героя Клавдии Ивановне.
В Куребино на могиле Иванова был установлен памятник, а в селе Подхожее на месте гибели — обелиск. Совсем недавно, в 2016 году, в честь Иванова по инициативе районной администрации был установлен памятный камень недалеко от села Куребино. Это гранитная плита высотой 60 сантиметров.
В годы Великой Отечественной войны подвиг Ивана Сусанина также повторил крестьянин Иван Козлов. Он завел немцев в глухой лес и замерз в нем ночью вместе с оккупантами.