Top.Mail.Ru
Пн. 17 ноя. 12:14

Рынок готовой еды в России растет: ритейл и HoReCa ищут точки соприкосновения на фоне борьбы за потребителя

Фото: пресс-служба оргкомитета

Стремительный рост рынка готовой еды стал одной из ключевых тем, которая обсуждалась на международной выставке продуктов питания WorldFood Moscow 18 сентября.

Эксперты ведущих розничных сетей, сервисов доставки, производителей и рестораторов обсудили драйверы роста, вызовы и будущее категории.

Рынок готовой еды: цифры и прогнозы

По данным РОМИР, объем рынка готовой еды (ready-to-eat) в России оценивается в 1 трлн рублей, а вместе с сегментом общественного питания (HoReCa) — достигает 4-5 трлн рублей. Ожидается, что к 2030 году общий рынок вырастет в три раза — до 14 трлн рублей.

Эксперт FoodTech рынка, экс-X5, METRO, Яндекс, Денис Марфутин: «Рост рынка готовой еды составляет 30-40% в год, что примерно в два раза опережает общий рост рынка продуктов. Потенциал рынка — умножение в 3 раза. Основной драйвер — это изменение потребительских привычек: люди не хотят тратить время на готовку, но хотят сэкономить, питаясь дома. При этом 50% потребителей считают, что готовая еда качественнее фастфуда».

Ритейлеры подтверждают взрывной рост категории. Так, по словам директора по инновациям и готовой еде X5 Retail Group Ольги Киселевой, компания увеличила оборот готовой еды за год со 100 до 160 млрд рублей.

Инвестиции и стратегический фокус

Готовая еда стала одним из пяти ключевых стратегических направлений для крупнейших ритейлеров. Как отметила Елена Лебедева, экс-руководитель по разработке концепций «Магнит», ИИ оценивает такие модели, как централизованные фабрики-кухни (X5, Магнит) и собственные СТМ-линейки, как высокоустойчивые, несмотря на требование больших капитальных вложений. При этом, по ее мнению, более системными и стратегически устойчивыми в долгосрочной перспективе остаются тренд на e-grocery и дискаунтеры.

Кто побеждает: ритейл против HoReCa? Битва или дружба?

Спикеры сошлись во мнении, что говорить о жесткой конкуренции между ритейлом и ресторанами неверно. Потребитель стал гибридным: один и тот же человек покупает еду в магазине, заказывает доставку из ресторана и посещает кафе.

Ольга Киселева, директор по инновациям и готовой еде X5: «Мы видим, что разницы между потребителями готовой еды в ритейле и в HoReCa практически нет. Это одни и те же люди с одинаковыми паттернами поведения. История не про «ритейл против HoReCa», а про взаимное усиление и инкрементальность».

Ярким примером такой синергии стала коллаборация X5 (бренд «Перекресток») и сети Rostic’s, продукция которой теперь представлена на полках супермаркетов. Этот канал продаж для ресторана является абсолютно новым и инкрементальным.

Ритейл как новый лидер общепита

Крупные сети благодаря своей широчайшей географии и количеству точек начинают доминировать в отдельных сегментах общепита.

Денис Марфутин: «X5 вошел в топ-3 производителей и продавцов горячего кофе в России. Благодаря «Перекрестку», который продает пиццу по кускам, они вошли в топ-3 по пицце. Когда сеть с 20-30 тысячами точек начинает продавать кофе, пиццу, суши, — она сразу становится топ-сетью страны в этих категориях».

Главные вызовы: дефицит мощностей, логистика и кадры

Несмотря на оптимистичные прогнозы, отрасль сталкивается с серьезными вызовами. Главный из них — острый дефицит производственных мощностей.

Денис Марфутин: «Почти в два раза не хватает мощностей сегодня. При росте рынка в три раза, представляете, насколько сильно нужно будет наращивать производственную мощность. Отсутствие в регионах мощностей под готовую еду — один из сдерживающих факторов для экспансии. Например, доля готовой еды во «ВкусВилле» доходит до 35-50%, и без производства в регионе выходить туда невозможно».

Еще одна проблема  — высокая операционная сложность бизнеса.

Елена Лебедева: «Готовая еда — это высоковолатильный, очень операционный бизнес. Это высокая ценовая чувствительность, высочайшая конкуренция с HoReCa и логистические затраты. Ритейлеру, привыкшему к товарам с долгим сроком хранения, приходится наращивать компетенции экстренного реагирования на аналитику продаж и потерь».

Также она отметила проблему отсутствия сильных брендов среди производителей готовой еды и необходимость повышения стандартов обслуживания при работе с форматами кафе внутри магазинов.

Коллаборация 

Ответом на многие вызовы становятся партнерства. Удачным кейсом стала коллаборация онлайн-сервиса Ozone Fresh и офлайн-сети Ашан.

Алексей Евченко, руководитель группы B2B продаж канала retail и eCommerce «Озон fresh»: «Мы пришли к выводу, что ритейлеры между собой почти не коллаборируют. Наш совместный с «Ашаном» проект — это попытка обменяться аудиторией и предложить ей уникальный продукт».

Елена Савченко, директор департамента по закупкам и предложению товаров СТМ «АШАН Ритейл Россия»: «Для нас это был вызов — работа с коротким сроком годности, изменение логистических процессов. Но это возможность привлечь новую аудиторию и предложить дифференцированный ассортимент с уникальными рецептурами».

За три месяца стороны разработали и вывели на полки 32 SKU (Stock Keeping Unit, единица складского учета) под совместным брендом. Проект был реализован в рекордные сроки.

Взгляд производителя: готовые решения для ритейла

Производители также видят себя активными участниками рынка готовой еды, предлагая ритейлу и небольшим кулинарным фабрикам готовые мясные ингредиенты.

Константин Федорчук, ГК Дамате: «Мы предлагаем трехстороннее сотрудничество: сеть, кулинарная фабрика и мы как производитель стандартизированного высококачественного ингредиента. Это снимает головную боль по части качества и логистики, особенно в регионах. Наш завод может производить 80 тонн готовых полуфабрикатов в сутки, например, котлет, которые останется только разогреть».

Онлайн-доставка как ключевой драйвер

Сервисы быстрой доставки продуктов (e-grocery) стали мощным катализатором рынка. Валерия Варяник, руководитель B2B проектов «Яндекс Лавка»: «Мы управляем цепочкой с коротким сроком годности (3 дня) и списаниями на уровне 3-4%. Это возможно благодаря умной системе автозаказа, которая прогнозирует спрос для каждого даркстора. Для нас это прибыльное направление с самой большой долей в сервисе».

Денис Марфутин также отметил, что «Самокат» является мировым лидером по количеству дарксторов (более 1200), что подчеркивает опережающее развитие российского рынка.

Прогнозы

Среди ключевых трендов на ближайшие годы эксперты выделили:

· Поляризация ассортимента: от ультрабюджетных «котлет с пюре» до премиальных салатов.

· Рост порций на одного из-за увеличения числа одиноких людей и малых семей.

· Увеличение доли белка и «здоровых» опций в готовых рационах.

· Развитие омниканальности, включая доставку горячей еды из дарксторов.

· Активное использование ИИ для прогнозирования спроса и управления ассортиментом.

В завершение дискуссии большинство участников сошлись во мнении, что будущее рынка готовой еды лежит не в плоскости конкуренции, а в области дружбы и коллабораций между всеми участниками цепочки: ритейлом, HoReCa, производителями и сервисами доставки.

Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".

Комментариев нет
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии