Рынок готовой еды в России растет: ритейл и HoReCa ищут точки соприкосновения на фоне борьбы за потребителя
Стремительный рост рынка готовой еды стал одной из ключевых тем, которая обсуждалась на международной выставке продуктов питания WorldFood Moscow 18 сентября.
Эксперты ведущих розничных сетей, сервисов доставки, производителей и рестораторов обсудили драйверы роста, вызовы и будущее категории.
Рынок готовой еды: цифры и прогнозы
По данным РОМИР, объем рынка готовой еды (ready-to-eat) в России оценивается в 1 трлн рублей, а вместе с сегментом общественного питания (HoReCa) — достигает 4-5 трлн рублей. Ожидается, что к 2030 году общий рынок вырастет в три раза — до 14 трлн рублей.
Эксперт FoodTech рынка, экс-X5, METRO, Яндекс, Денис Марфутин: «Рост рынка готовой еды составляет 30-40% в год, что примерно в два раза опережает общий рост рынка продуктов. Потенциал рынка — умножение в 3 раза. Основной драйвер — это изменение потребительских привычек: люди не хотят тратить время на готовку, но хотят сэкономить, питаясь дома. При этом 50% потребителей считают, что готовая еда качественнее фастфуда».
Ритейлеры подтверждают взрывной рост категории. Так, по словам директора по инновациям и готовой еде X5 Retail Group Ольги Киселевой, компания увеличила оборот готовой еды за год со 100 до 160 млрд рублей.
Инвестиции и стратегический фокус
Готовая еда стала одним из пяти ключевых стратегических направлений для крупнейших ритейлеров. Как отметила Елена Лебедева, экс-руководитель по разработке концепций «Магнит», ИИ оценивает такие модели, как централизованные фабрики-кухни (X5, Магнит) и собственные СТМ-линейки, как высокоустойчивые, несмотря на требование больших капитальных вложений. При этом, по ее мнению, более системными и стратегически устойчивыми в долгосрочной перспективе остаются тренд на e-grocery и дискаунтеры.
Кто побеждает: ритейл против HoReCa? Битва или дружба?
Спикеры сошлись во мнении, что говорить о жесткой конкуренции между ритейлом и ресторанами неверно. Потребитель стал гибридным: один и тот же человек покупает еду в магазине, заказывает доставку из ресторана и посещает кафе.
Ольга Киселева, директор по инновациям и готовой еде X5: «Мы видим, что разницы между потребителями готовой еды в ритейле и в HoReCa практически нет. Это одни и те же люди с одинаковыми паттернами поведения. История не про «ритейл против HoReCa», а про взаимное усиление и инкрементальность».
Ярким примером такой синергии стала коллаборация X5 (бренд «Перекресток») и сети Rostic’s, продукция которой теперь представлена на полках супермаркетов. Этот канал продаж для ресторана является абсолютно новым и инкрементальным.
Ритейл как новый лидер общепита
Крупные сети благодаря своей широчайшей географии и количеству точек начинают доминировать в отдельных сегментах общепита.
Денис Марфутин: «X5 вошел в топ-3 производителей и продавцов горячего кофе в России. Благодаря «Перекрестку», который продает пиццу по кускам, они вошли в топ-3 по пицце. Когда сеть с 20-30 тысячами точек начинает продавать кофе, пиццу, суши, — она сразу становится топ-сетью страны в этих категориях».
Главные вызовы: дефицит мощностей, логистика и кадры
Несмотря на оптимистичные прогнозы, отрасль сталкивается с серьезными вызовами. Главный из них — острый дефицит производственных мощностей.
Денис Марфутин: «Почти в два раза не хватает мощностей сегодня. При росте рынка в три раза, представляете, насколько сильно нужно будет наращивать производственную мощность. Отсутствие в регионах мощностей под готовую еду — один из сдерживающих факторов для экспансии. Например, доля готовой еды во «ВкусВилле» доходит до 35-50%, и без производства в регионе выходить туда невозможно».
Еще одна проблема — высокая операционная сложность бизнеса.
Елена Лебедева: «Готовая еда — это высоковолатильный, очень операционный бизнес. Это высокая ценовая чувствительность, высочайшая конкуренция с HoReCa и логистические затраты. Ритейлеру, привыкшему к товарам с долгим сроком хранения, приходится наращивать компетенции экстренного реагирования на аналитику продаж и потерь».
Также она отметила проблему отсутствия сильных брендов среди производителей готовой еды и необходимость повышения стандартов обслуживания при работе с форматами кафе внутри магазинов.
Коллаборация
Ответом на многие вызовы становятся партнерства. Удачным кейсом стала коллаборация онлайн-сервиса Ozone Fresh и офлайн-сети Ашан.
Алексей Евченко, руководитель группы B2B продаж канала retail и eCommerce «Озон fresh»: «Мы пришли к выводу, что ритейлеры между собой почти не коллаборируют. Наш совместный с «Ашаном» проект — это попытка обменяться аудиторией и предложить ей уникальный продукт».
Елена Савченко, директор департамента по закупкам и предложению товаров СТМ «АШАН Ритейл Россия»: «Для нас это был вызов — работа с коротким сроком годности, изменение логистических процессов. Но это возможность привлечь новую аудиторию и предложить дифференцированный ассортимент с уникальными рецептурами».
За три месяца стороны разработали и вывели на полки 32 SKU (Stock Keeping Unit, единица складского учета) под совместным брендом. Проект был реализован в рекордные сроки.
Взгляд производителя: готовые решения для ритейла
Производители также видят себя активными участниками рынка готовой еды, предлагая ритейлу и небольшим кулинарным фабрикам готовые мясные ингредиенты.
Константин Федорчук, ГК Дамате: «Мы предлагаем трехстороннее сотрудничество: сеть, кулинарная фабрика и мы как производитель стандартизированного высококачественного ингредиента. Это снимает головную боль по части качества и логистики, особенно в регионах. Наш завод может производить 80 тонн готовых полуфабрикатов в сутки, например, котлет, которые останется только разогреть».
Онлайн-доставка как ключевой драйвер
Сервисы быстрой доставки продуктов (e-grocery) стали мощным катализатором рынка. Валерия Варяник, руководитель B2B проектов «Яндекс Лавка»: «Мы управляем цепочкой с коротким сроком годности (3 дня) и списаниями на уровне 3-4%. Это возможно благодаря умной системе автозаказа, которая прогнозирует спрос для каждого даркстора. Для нас это прибыльное направление с самой большой долей в сервисе».
Денис Марфутин также отметил, что «Самокат» является мировым лидером по количеству дарксторов (более 1200), что подчеркивает опережающее развитие российского рынка.
Прогнозы
Среди ключевых трендов на ближайшие годы эксперты выделили:
· Поляризация ассортимента: от ультрабюджетных «котлет с пюре» до премиальных салатов.
· Рост порций на одного из-за увеличения числа одиноких людей и малых семей.
· Увеличение доли белка и «здоровых» опций в готовых рационах.
· Развитие омниканальности, включая доставку горячей еды из дарксторов.
· Активное использование ИИ для прогнозирования спроса и управления ассортиментом.
В завершение дискуссии большинство участников сошлись во мнении, что будущее рынка готовой еды лежит не в плоскости конкуренции, а в области дружбы и коллабораций между всеми участниками цепочки: ритейлом, HoReCa, производителями и сервисами доставки.
Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".