Top.Mail.Ru

Выбрать муниципалитет

Пт. 29 мар. 10:09

Актуальность медиации в налоговых и предпринимательских спорах растет

Об особенностях и проблематике медиации в налоговых и предпринимательских спорах, рассказывает бизнес-медиатор Лилия Ананичева
Фото: pexels.com

Не будет преувеличением сказать, что российский бизнес «распробовал медиацию».  Несмотря на то, что закону об медиации уже больше десяти лет, настоящую популярность она стала набирать последние два года. Это во многом связано с пандемией, когда масса договоров оказались сорванными по причине форс-мажора. Суды элементарно не справлялись с нагрузкой и предпринимателям невольно пришлось учиться договариваться. В результате бизнес понял процесс медиации и всего его плюсы. Об особенностях и проблематике медиации в налоговых и предпринимательских спорах, рассказывает бизнес-медиатор Лилия Ананичева. 

«Тем не менее просвещение о плюсах и достоинствах медиации — важная часть работы по улучшению делового климата. В этой связи хочется рассказать об особенностях и проблематике медиации в налоговых и предпринимательских спорах. Медиация в налоговых спорах обусловлена рядом условий. Прежде всего предприниматель должен своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы, не привлекаться ранее к дополнительной ответственности. Его расходы ограничиваются лишь официально установленными ставками», — отметила Лилия Ананичева.

Перед тем как налоговый орган посетит предпринимателя с проверкой, обязательно проводится подготовительная работа. Действия носят контрольно-аналитический характер и имеют цель решить вопрос быстро и без негативных последствий. ФНС, если обнаружит признаки налогового нарушения, направляет лицу уведомление: о выявленных расхождениях — например, если, по информации ФНС, плательщик должен был уплатить большую сумму в связи с получением дополнительного дохода, или об имеющихся рисках. Налоговая служба также может организовывать совещания, в рамках которых до предпринимателя будет донесена информация о его нарушениях и необходимости их устранения.

В рамках представленных досудебных мероприятий, организация (или индивидуальный предприниматель) вправе уточнять информацию, получать разъяснения, в том числе о последствиях нарушений. Могут быть представлены разъяснения и уточнения, указывающие на отсутствие нарушения. Это позволит ФНС исключить обвинения в нарушениях. Перед началом процедуры урегулирования, между ФНС и предпринимателем заключается соглашение. Оно должно соответствовать требованиям ФЗ-193, который регулирует процедуру медиации. Таким образом, предприниматель может исключить проведение проверки, а государственный орган получает дополнительную гарантию.

При невыполнении условий соглашения оно может использоваться в качестве исполнительного документа. ФНС не нужно будет дополнительно обращаться в суд. Орган сразу приступит к процедуре взыскания. В соответствии с действующим законодательством, классическая процедура медиации не применяется в налоговых спорах. Все, что сейчас предпринимается ФНС — это эксперимент, который служит для определения эффективности данного метода.

Возможность заключения соглашений определяется постановлением Пленума ВАС №50 от 18.07.2014. В нем прямо указано, что заключение подобных соглашений допускается. Документ может предусматривать снижение налоговой нагрузки (при предоставлении доказательств такой необходимости). На практике медиация по налоговым спорам применяется лишь для отдельных крупных плательщиков. Пока что о массовом использовании процедуры речь не идет. К тому же у медиаторов просто нет соответствующих полномочий.

«Еще одна сложность заключается в том, что на данный момент непонятно, кто должен оплачивать услуги медиатора. Законом разделение бюджета на урегулирование спора не предусмотрено. А ФНС, как и другие государственные структуры, очень неохотно идет на введение дополнительных расходов. Достигнуть соглашения между предпринимателем и ФНС довольно сложно. Государственный орган привык к императивной, принудительной риторике. Заключение соглашений, поиск нейтрального решения идет вразрез с его привычными методами. Поэтому внедрение данной методики проходит довольно сложно», — рассказала эксперт.

Налоговая служба неоднозначно встречает мнение о необходимости введения процедуры в рамках налоговых споров. Например, в открытом письме ФНС прямо говорилось, что медиация возможна только после проведения выездной или камеральной проверки. Информация, которую можно получить в результате, чрезвычайно важна для принятия решения. Тем не менее в скором времени ФНС будет законодательно обязана провести процедуру медиации до передачи претензий в судебные органы. Это существенно повысит востребованность процедуры и профессии медиатора. И сильно улучшит деловой климат.

Ведь независимо от типа спора, медиация позволяет снизить расходы. Судебный процесс — это долгая процедура, которая стоит немалых денег. В итоге суд не выгоден никому, так как затягивает момент получения средств взыскателем и увеличивает затраты плательщика. Кроме того медиация в налоговых спорах могла бы снизить процент «серых» предприятий, которые скрывают реальные доходы из-за страха увеличения расходов.

Предпринимательские споры имеют свою специфику. Здесь очень важно, чтобы стороны были настроены на разрешение конфликта. Без взаимного желания найти взаимовыгодное решение не получится. Но при наличии настроя, компании или частные предприниматели могут сэкономить значительные средства за счет отказа от судебного разбирательства и применения административных методов.

Главная особенность как раз и заключается в том, что все стороны противоречия должны быть настроены на взаимные уступки. Без этого процедура заранее обречена на провал. Зато, если такое желание есть, медиатор как независимое лицо поможет предпринимателям найти компромиссные решения для достижения взаимовыгодных условий.

Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".

Комментариев нет
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии