Давлением на маркетплейсы банки хотят вернуть свою прибыль
Кандидат экономических наук Михаил Беляев прокомментировал для издания «Вести Подмосковья» разгорающийся конфликт между банками и маркетплейсами.
Банки России единым строем выступили против платформ электронной торговли. Они считают, что маркетплейсы нужно обязать устанавливать единые цены при любых способах оплаты и запретить вкладывать средства в снижение цен на товары. Особо указывается на то, что существенные скидки предоставляются при оплате покупки через свои аффилированные банки и электронные кошельки. В результате финансовые потоки свернули с дорожки к традиционным банками и потекли в финансовые структуры маркетплейсов. Банки теряют транзакции и доходы. Жалуются они и на неравные условия конкуренции с онлайн-торговлей.
«Слово маркетплейс переводится с английского как рынок или рыночная площадь. Это виртуальное место, куда продавцы приходят со своими предложениями и товарами, а покупатели — с целью приобрести что-то нужное. Получить товар можно в одном из многочисленных пунктов выдачи. Это удобно и часто дешевле, чем в магазинах. Поскольку издержек у электронной торговли значительно меньше, чем у тех же супермаркетов, они имеют возможность продавать те же товары не по таким высоким ценам и вводить дополнительные программы лояльности, что делает покупку еще дешевле. Так сегодня можно приобрести буквально все и не выходя из дома — начиная от иголок с нитками и заканчивая стиральными машинами и шкафами.
Естественно, что развитие маркетплейсов оттянуло в их сторону значительную долю покупателей от магазинов традиционной торговли. Чтобы понять масштабы, приведу пример — в месяц на пять ведущих онлайн-площадок потенциальными покупателями делается примерно 1 млрд запросов. Конечно, магазины всполошились и забили тревогу — клиенты уходят, а обороты падают. Подключились к этой кампании и банки. Они тоже теряют прибыль, так как с традиционной торговлей у них заключены договоры эквайринга по обслуживанию банковских карт.
В итоге в адрес маркетплейсов мы услышали обвинения в незаконной конкуренции. Также в «вину» им ставится то, что они платят не так много налогов, как могли, если бы цены были выше. Банки обратились в правительство и Госдуму, практически потребовав разобраться с маркетплейсами, запретив им скидки, которые зависят от способа оплаты и существенно ограничив возможности использовать собственные финансовые инструменты. Поддержал этот призыв и Центробанк.
На самом деле ситуация и требования удивительные. Во-первых, маркетплейсы работают в рамках существующего российского законодательства. Во-вторых, электронные площадки порождены научно-техническим прогрессом и являются современной формой торговли. Остановить эти процессы просто нельзя — они есть двигатель всего, что совершал и совершает человек. И главное, что они действительно могут предложить покупателю любой товар и по более низким ценам. Поэтому приходиться констатировать, что выступление ЦБ и коммерческих банков против эволюции — это отстаивание личных, коммерческих интересов в целях сохранения своей повышенной прибыли. И это вкупе с тем, что ЦБ все же имеет определенные вес и рычаги, как раз и является признаком монополизма. Как раз тем, в чем практически обвиняются маркетплейсы, которые на самом деле создали для людей выбор.
Вред монополизма заключается в том, что он давит конкурента не улучшением продукта, не улучшением формы обслуживания своих клиентов, не снижением издержек производства, а давлением на конкурентов всеми доступными методами с подключением административного ресурса. Все это делается ради сохранения прибылей и соблюдения своих интересов, но вопреки интересам потребителей и, в общем-то, в целом экономики», — отметил Михаил Беляев.
Ответом маркетплейсов на нападки банков можно считать письмо властям от хозяйки Wildberries Татьяны Ким. Она указала, что финансовые ресурсы банков несопоставимы с объемами маркетплейсов, которые в 24 раза меньше. Также Ким отметила, что банки пользуются теми же методами в развитии своих продуктов, что и онлайн-торговля. Инициативы банков против маркетплейсов она назвала стремлением избавиться от конкурентов, что приведет к разгону инфляции, повышению цен на площадках и стагнации всего российского бизнеса.
Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".