Эксперты МГИК отсеивали кандидатов в МГД по качеству подписей, а не политическим взглядам
В самом начале осени Россию ждет Единый день голосования. 8 сентября в ряде субъектов Федерации пройдут выборы в органы власти различного уровня. Столица в этом году готовится к выборам в Московскую городскую Думу (МГД).
О желании войти в новый депутатский состав заявили свыше 400 претендентов. Однако право на удостоверение кандидата смогли получить только 290 «соискателей». Часть выбывших из борьбы выдвиженцев вообще не стала подавать подписные листы в свою поддержку. Еще 57-ми горизбирком (ГИК) отказал в регистрации по причине большого количества поданных недостоверных подписей, из-за чего им не удалось подтвердить поддержку своей кандидатуры 3% жителей избирательного округа. Впрочем, ставленники от оппозиции утверждают, что отказали в регистрации только им. Но так ли это?
Пресловутый «фильтр»
Чтобы на выборы выходили кандидаты, которые нацелены на реальную борьбу и депутатский мандат, а не пустомели, рассчитывающие на бесплатный пиар, и введен в Москве этот «подписной барьер». Получить подписи 3% избирателей в каждом из 45 округов непросто – ведь это порядка 5000 росчерков на одного выдвиженца. И те, кто сошел с предвыборной «дистанции» — те же самые, кому не хватило достоверных подписей.
Больше всего отказов ГИКа выпало на долю претендентов по муниципальному округу №43 (МО №43). Здесь потенциальные кандидаты в городские парламентарии «слетали» один за другим. Первой снялась с выборов
«Срезались» на подписях и многие представители партий, и независимые кандидаты. Например, правозащитник Дмитрий Мариничев, выдвигавшийся по МО №38 от «Партии РОСТА», недобрал до 3%. Наталья Елисеева, шедшая по тому же 43 округу, что и Соболь, не досчиталась
Не прошел регистрацию на выборы по 35 округу и действующий депутат МГД, член партии «Единая Россия» (ЕР) Ренат Лайшев. Партия в этот раз решила не оказывать поддержку своим ставленникам, и единороссы пошли на выборы как самовыдвиженцы – то есть вынуждены были собирать подписи самостоятельно, как все.
Интересно, что по МО №35 шел навальнист Владимир Милов. К концу подписной кампании он хвастался, что собрал более 10000 подписей. Однако к 5 июля – крайнему сроку подачи документов на регистрацию – Владимир, что называется, «сдулся» и в ГИК не явился. Позднее он объяснил свой отказ от попытки регистрации тем, что внутриштабная проверка подписных листов
Также без шума и скандала заявили о провале подписной кампании и «гудковец» Павел Ярилин, и «яблочница» Юлия Щербакова, и даже бывший сторонник Навального Виталий Серуканов. Утверждать, что на недостатке качественных подписей сказалась партийная принадлежность или политические взгляды, мягко говоря, несправедливо.
«Беспартийные» отказы
Были и настоящие «чудеса». Несмотря на то, что в возможность собрать нужный объем подписей не верил даже «правая рука» Навального Леонид Волков, сразу 19 выдвиженцев ФБК сдали в горизбирком положенное число заполненных подписных листов. Увы, но эксперты обнаружили в них прямо-таки неприличное количество брака. В выбраковке оказались как неверно заполненные бланки, так и выдуманные подписанты, а также данные скончавшихся москвичей.
Например, среди росчерков в поддержку юриста ФБК Любови Соболь оказались данные Лилии Симанковой, экс-секретаря арбатского избиркома, которая умерла в марте 2019 года. За либерального оппозиционера Дмитрия Гудкова также «расписывались» умершие люди. Многие сочли это подтверждением информации о том, что экс-депутат Госдумы занимался подделкой подписей.
Все недостоверные росчерки, включая те, которые были поставлены от имени «мертвых душ», и составили выбраковку. Получить регистрацию не смогли все выдвиженцы, у кого этот брак составил более 10% от общего объема – 57 человек. Среди них есть и представители ЕР, и члены партий, представленных в Государственной Думе, и «яблочники», и самовыдвиженцы. Лишь только ставленники Гудкова и Навального не желают считаться с объективной статистикой.
А ведь по «гудковскому» МО №5 не прошли этап проверки подписных листов Александр Босых, которого оппозиция считает провластным кандидатом, и пранкер Вован (Владимир Кузнецов). В 25 округе с дистанции сошли сразу оба кандидата-однофамильца Власовых – Александр и Сергей, а также один из тезок Сергеев Смирновых – из этой пары только представитель «Гражданской Силы» прошел регистрацию. В 28-ом МО сняли с выборов однофамилицу московского градоначальника Ирину Собянину, и она даже оспорила решение Мосгоризбиркома.
Этим же в настоящий момент заняты большинство из 57 выдвиженцев, кому не удалось набрать достаточное количество действительных подписей в свою поддержку. У некоторых, таких как, например, бывший волонтер в Донбассе Мария Коледа и лидер рок-группы «Коррозия металла» Сергей Троицкий, есть шанс на заветное удостоверение кандидата в депутаты МГД. Дело в том, что процент брака в их подписных листах лишь немногим больше 10%. Но оппозиционные выдвиженцы предпочитают попусту терять время в скандалах и на митингах, чтобы оказать давление на Мосгоризбирком и пройти регистрацию силой. Впрочем, Гудковым отцу и сыну все равно не удастся списать брак в подписных листах на недочеты сборщиков – недействительных подписей за Геннадия и Дмитрия не одна тысяча.
Секрет в близости к избирателю
Сложности со сбором подписей испытали абсолютно все выдвиженцы. Вот только одни из них выходили к людям и общались с ними напрямую, рассказывая о том, что полезного сделают для них на посту депутата Мосгордумы. Вторые, как участники «команды Навального», занимались позерством и погрязли в скандалах. Первые, например, Валерия Касамара и даже «гудковцы» Дмитрий Клочков и Роман Юнеман, работали с населением своих округов и сумели заручиться его поддержкой. Удостоверения кандидатов им вручили без митингов и жалоб в Совет по правам человека. Вторые, как навальнисты, делали ставку на громкий пиар и раскрутку на медиаресурсах, а теперь так же громко и настойчиво протестуют.
Вывод из всей подписной кампании очевиден: чтобы получить шанс стать народным избранником, важно быть ближе к народу. А нерадивым выдвиженцам, рассчитывающим на пиар, будь они хоть «провластными», хоть оппозиционными, 3%-ый рубеж не преодолеть. И доказательством тому служит сухая статистика: лишь 19 человек из 57 сдавших подписи в ГИК и получивших отказ, Алексей Навальный причисляет к своему лагерю. Кто тогда остальные?
Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".