Как сделать дистанционное обучение школьника продуктивным?
В школах Московской области с 28 октября до 7 ноября объявлены внеочередные каникулы в связи с обострением эпидемиологической обстановки. Об этом сообщается на официальном сайте администрации Подмосковья.
Продлится ли «мини-локдаун» после 7 ноября, будут ли еще более жесткие ограничения, пока неизвестно. Все зависит от того, будет ли и дальше расти заболеваемость. Лучше не переживать напрасно, а попытаться вновь адаптироваться к ограничениям — и не такое проходили! Условия, прямо скажем, не такие уж и плохие. Хотя многие родители с содроганием думают о дистанционном обучении, ничего критичного в этом нет. Нужно только правильно все организовать. Как помочь ребенку усваивать программу, сидя дома, редакции «Вести Подмосковья» рассказали эксперты.
Учитель находится по другую сторону экрана, а значит организовать все так, чтобы школьник не отвлекался, был вовлечен и внимателен — задача родителей. Но во всем необходима мера. Если слишком активно участвовать в процессе, ребенок подумает, что вся ответственность лежит на родителях, и расслабится.
«Каждому родителю важно помнить основную цель обучения и воспитания ребенка – научить наших детей обходиться без нас. Нам, родителям, важно помочь нашим детям получить навыки, необходимые в жизни, не дожидаясь, когда они вырастут и станут беспомощными взрослыми. Важно позволить ребенку проживать свои собственные успехи и разочарования, самостоятельно осваивать разные способы решения проблем как учебного, так и коммуникативного свойства. Оберегать ребенка от жизни означает оттягивать момент встречи с ней, и чем позже она произойдет, тем больнее и жестче она будет для неподготовленного человека», — предостерегла замруководителя учебной части Домашней школы «ИнтернетУрок» Лада Коновалова.
По ее словам, главное правило в обучении (не только в дистанционном) – находиться рядом со своим ребенком, а не идти впереди него. «Важно сопровождать обучение ребенка, поддерживать его, вселять уверенность в собственные силы, и при этом отказаться выполнять домашнюю работу за ребенка, а также исключить неконструктивную критику», — напомнила Коновалова.
Эксперты сходятся во мнении, что удаленное прохождение школьной программы не уступает результативностью очному формату, если ребенок понимает свою ответственность и основательно подходит к получению информации. Как заявил руководитель академического отдела онлайн-школы «Коалиция» Денис Титов, чтобы добиться результатов, нужно способствовать тому, чтобы школьник не воспринимал «дистанционку» как каникулы.
«Как психологически настроить ребенка на дистанционное прохождение программы? Мирные разговоры родителей и детей всегда успокаивают и придают уверенности. Обсудите со школьником предстоящие планы обучения. Выстройте вместе с ребенком траекторию удаленного посещения уроков и составьте список пунктов, которых должен придерживаться обучающийся», — советует Титов. Например, в списке может быть такая аффирмация: «Учи важную информацию, которая пригодится на экзамене или контрольной. Отвечать по теме нужно не для галочки, а для запоминания ключевых моментов». Листок с пунктами нужно положить или прикрепить там, где ребенок будет его все время видеть — составленный самостоятельно план обычно мотивирует на достижения.
Важно не допустить, чтобы школьник выходил на связь с учителем, лежа в постели, едва проснувшись. Нужно соблюдать рутинный ритуал, к которому все привыкли: легкая зарядка, утренний туалет, завтрак. И только после этого, настроившись на учебу, приступать к урокам. Это поможет относиться к домашнему обучению серьезно, а не как к каникулам. «Приучите ребенка к соблюдению утренней рутины даже тогда, когда покидать квартиру не нужно», — предлагает Денис Титов.
С настроем и признанием ответственности за свое будущее разобрались. Теперь благоприятная атмосфера и личное пространство. Чтобы успешно сконцентрироваться на усвоении материала, нужно комфортное рабочее место, настраивающее на учебу. Как в школе: чистый стол, свет, тишина, удобный стул. Дома, естественно, хочется развалиться в кресле, обложиться подушками и пить чай с печеньями, но такой подход не ведет к продуктивности и успешному усвоению материала. Нужно донести этот факт до ребенка и помочь ему организовать комфортное рабочее место.
Далее — чередование онлайн и офлайн-активности, ответственный подход к потреблению информации. Следите за тем, чтобы ребенок не засиделся, не переусердствовал. «Идеально, если есть возможность после дистанционного урока выйти на прогулку, позаниматься спортом или просто сделать что-то своими руками. Если у ребенка есть любимое хобби, например, рисовать или лепить, то отлично отводить на это время в перерывах между онлайн-уроками», — говорит методист онлайн-школы TutorOnline Антонина Близнюк.
Она объяснила, что нужно приобщать ребенка к домашней работе, давать ему задания, не относящиеся к учебе. А также, конечно, не забывать о досуге и позволять отдыхать так, как хочется. Но все-таки приоритет — физическая активность. «В периоды длительного онлайн-обучения, когда, например, школы полностью переводили на «дистанционку», физический труд и вовсе обязательное условие снижения нагрузки на мозг и на тело в том числе, ведь длительное сидение за компьютером здоровья не прибавляет», — заключила Близнюк.
Подведем итог. Получается, что дома можно устроить вполне комфортные условия для обучения, нужно только соблюсти несколько правил:
- вместе с ребенком прийти к выводу, что «дистанционка» не менее важна, чем очные встречи с учителем;
— помочь ему организовать рабочее место;
— помочь ему соблюдать режим дня, чтобы не расслабляться;
— избегать перегрузок.
Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".