Главному «Виртуозу Москвы» Спивакову сегодня исполняется 80 лет
Сегодня художественному руководителю и главному дирижеру Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Владимиру Спивакову исполняется 80 лет. Маэстро до сих пор в форме и собирается с гастролями в Венгрию.
Владимир Спиваков родился в еврейской семье в городе Уфе 12 сентября 1944 года. Но можно сказать, что он истинный петербуржец, так как именно из Ленинграда его семья и приехала по эвакуации в Башкирию. Отца звали Теодором и он работал инженером, а также врачом-диетологом. Он воевал на полях Великой Отечественной, но недолго. Получил тяжелую контузию. Екатерина Вайнтрауб — мать Владимира. Она всегда преподавала в музыкальных школах.
Сейчас в это сложно поверить, но будущему музыканту приходилось отстаивать свое право существовать на питерских улицах с помощью кулаков. Он потом не раз рассказывал об этом в своих интервью.
«В детстве я занимался боксом, а толчком к этому послужило желание постоять за себя: когда мы учились в ленинградской школе-десятилетке, нас, еврейских мальчишек, постоянно лупила компания хулиганов, собиравшаяся обычно на углу возле школы. Скрипки разбивались в щепки. Естественно, в один прекрасный день мне это надоело — так я попал в секцию бокса. Через три месяца, когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало. Это умение в дальнейшем не раз мне помогло», — рассказывал Владимир Спиваков.
После войны семья вернулась в Ленинград. Ребенок сразу проявил музыкальные способности и его в 11 лет зачислили в школу с музыкальным направлением при консерватории Ленинграда, а его одним из первых педагогов стал Борис Крюгер. В 17 лет Спиваков принимает участие во Всероссийском конкурсе юных исполнителей, после чего его приглашает к себе учиться профессор Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Юрий Янкелевич. Спустя еще два года Спиваков без проблем поступает в столичную консерваторию, где учиться снова у Янкелевича — по классу скрипки, но при этом получает уроки и у Давида Ойстраха.
Надо сказать, что именно скрипка стала призванием юного Спивакова. Еще в 13 лет он стал победителем ленинградского конкурса «Белые ночи» как солист-скрипач. Затем уже студентом он был удостоен и других весомых наград. В 1965 году он будет первым на конкурсе имени Лонг и Тибо в Париже, в 1967 году — имени Паганини в итальянской Генуе. Потом последовала победа в турнире музыкантов в канадском Монреале и вторая премия конкурса имени Чайковского в Москве в 1970 году.
Молодой и окончивший консерваторию уже был признанным скрипачом, которого приглашали солировать ведущие симфонические оркестры не только СССР, но и всего мира. Без него не обходились музыкальные коллективы Берлина, Вены, Лондона, Нью-Йорка, Амстердама, Парижа, Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга и Кливленда. Все это происходило под дирижерством таких признанных мастеров, как Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Леонард Бернстайн, Риккардо Мути, Евгений Мравинский, Клаудио Аббадо и многих других. Успехи Спивакова происходили с помощью игры на скрипке, которую ему подарил еще профессор Янкелевич — она была работы итальянского мастера Франческо Гобетти. Сменит он ее только в конце прошлого века на скрипку другого легендарного человека — Антонио Страдивари. Ее Спивакову подарят ценители его таланта.
В 1979 году 35-летний маэстро сделал то, что должен был сделать. Он создает камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Он сразу занимает все главные должности в коллективе — солиста, дирижера и руководителя. Все это было не просто так. Он специально брал уроки у ряда ведущих музыкантов мира, а Леонард Бернстайн подарил ему свою дирижерскую палочку.
«Виртуозы Москвы» с ходу стали востребованным и популярным оркестром не только в СССР, но и на площадках всего мира. Практически Спиваков благодаря своему таланту создал бренд, который был олицетворением всей большой страны. Страна распалась, но искусство музыки вечно и творчество Спивакова осталось таким же популярным и после 1991 года. Вскоре он счел необходимым создать собственный благотворительный фонд. Главной его задачей был обозначен поиск юных талантов. Главным проектом фонда стал международный фестиваль «Москва встречает друзей». За его организацию Спиваков не раз получал награды и премии от властей как России, так и города Москвы. Также фонд помогает детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
«Я считаю большой моей гордостью создание благотворительного фонда. Когда я вижу, что спасены человеческие жизни, успешно проведены операции, что дети маленькие, которые приходят в семь-восемь лет, становятся большими артистами — я по-настоящему счастлив. Фонд помогает детям не только из России, но и из других стран», — говорит Владимир Спиваков.
В 1999 году музыкант становится главным дирижером Российского национального оркестра, а спустя четыре года создает Национальный филармонический оркестр России. Наград у Владимира Спивакова немало. Но главная его награда и успех — это музыка, которой он дает жизнь на сцене. Маэстро успел получить звание народного артиста еще Советского Союза в 1989 году. В том же году он стал лауреатом Государственной премии СССР. Еще раньше он был награжден советским орденом Знак Почета. Других орденов он был удостоен уже в Российской Федерации — Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» III и II и I степеней. Музыка — явление интернациональное и другие страны также отмечали своими наградами талант Спивакова. Это такие государства, как Белоруссия, Киргизстан, Франция, Италия, Армения и другие. Кроме того, Спиваков был удостоен различных премий и почетных званий ряда других государств. А в 2005 году он был даже признан «Россиянином года».
Спиваков стал не только организатором и олицетворением коллектива «Виртуозы Москвы». Его музыкальная деятельность не признает границ. Еще в 1989 году он стал главой фестиваля во французском городе Кольмар, с 2001 года стал проводить фестиваль «Владимир Спиваков приглашает», а с 2009 года он является почетным президентом Международного конкурса скрипачей имени своего учителя — Ю. И. Янкелевича.
В честь Спивакова даже назвали малую планету. Причем произошло это еще в середине 90-х годов. Ему посвящали свои произведения ведущие музыканты мира. В первый раз это сделал советский и эстонский композитор Арви Пярт в 1978 году, сделав «Зеркало в зеркале» для скрипки и фортепиано. Потом были «Пять фрагментов по картинам Иеронимуса Босха» для тенора, скрипки, тромбона, клавесина, ударных и струнного оркестра Альфреда Шнитке, концерт для оркестра «Желтые звезды» памяти Рауля Валленберга Исаака Шварца, симфония «Тихое веянье» Вячеслава Артемова.
Семейная жизнь у Владимира Спивакова сложилась непросто. Он женат уже в третий раз. Первая жена, скрипачка и дирижер Светлана Безродная, старше его на десять лет. Вторая супруга, пианистка и народная артистка России Виктория Постникова, его ровесница. От этого брака у Спивакова есть сын Александр. В третий раз музыкант женился на актрисе Сатеник Саакянц, которая теперь носит его фамилию. В этом браке родились три дочери — Таня, Лиза и Аня. Также Спиваков брал на себя воспитание дочери своей умершей сестры Елизаветы — Александры.
«Благодаря моей супруге Сати я продолжаю играть на скрипке, она делает все возможное, чтобы я спокойно мог работать. Она мне предоставляет часы одиночества, совершенно необходимые для человека творческого труда. Она совершенно замечательная дочь, прекрасная мать и потрясающая жена. И она просто большая личность», — ценит свою семью Владимир Спиваков.
Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".