Top.Mail.Ru

Выбрать муниципалитет

Сб. 20 апр. 00:41

Инспектор ГИБДД водителю друг?

Обязанность сотрудника Госавтоинспекции — следить за порядком на дороге
Фото: Илья Тушев / Вести Подмосковья

Петр I не только «прорубил окно в Европу», в 1718 в Санкт-Петербурге он учредил генерал-полицмейстерское управление, на которое была возложена ответственность за безопасность дорожного движения: полицейские следили за скоростным режимом, обгоном, выполнением требований к транспортным средствам.

Новый этап развития службы наступил с приходом в Россию новой власти: через 200 лет, в 1918 году была организована первая надзорная рабочая милиция. В 1928 году в штате Московской городской милиции впервые появилась должность инспектора по регулированию уличного движения. В 1931 – создан ОРУД (отряд регулирования уличного движения), в состав которого входила инспекция по выдаче разрешений, то есть прав на управление автомототранспортом. Такая структура организации, в большей степени, сохраняется и пой сей день.

Официально датой создания Госавтоинспекции России считается 3 июля 1936 года, когда Союз народных комиссаров утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». На тот момент в нее входило всего 7 отделений с общим штатом 57 сотрудников. Просуществовала Госавтоинспекция под аббревиатурой «ГАИ» вплоть до 1998 года, когда указом президента РФ Бориса Ельцина была переименована в ГИБДД.

Миссией Госавтоинспекции всегда являлось сохранение жизни и здоровья граждан на улицах и автодорогах нашей страны. Организация, хотя и не является военной в чистом виде, функцию защиты и обороны выполняет наравне с армией в случае необходимости. Так, во время Великой Отечественной войны треть личного состава Госавтоинспекции воевала на фронтах. В тылу тоже было чем заняться: строили оградительные сооружения, вместе с милицией боролись с диверсантами и мародерами, благодаря профессионализму и сверхчеловеческому мужеству сотрудников дорожной милиции, было организовано бесперебойное движение эвакуационных поездов и следование автотранспорта даже в блокадном Ленинграде.

Послевоенное восстановление народного хозяйства шло при непосредственном участии дорожных служб и Госавтоинспекции. На первый план вышла проблема обучения пешеходов и водителей, вопросы пропаганды безопасности дорожного движения как залог сбережения человеческих жизней.

Дальнейшее прогрессивное развитие автотранспорта в 70-х годах вызвало к жизни и новые риски – перед Госавтоинспекцией встала проблема масштабной профилактики детской смертности и травматизма в стране. Совместно с ЦК ВЛКСМ и Минкультуры СССР было принято постановление об организации отрядов юных инспекторов движения. Кстати, этому движению в текущем году 50 лет! На территориях многих парков культуры и отдыха были созданы и продолжают создаваться детские автомобильные городки.

Современный этап развития Госавтоинспекции неразрывно связан с техническим прогрессом. Дорога становится все интеллектуальнее, что, безусловно, требует совершенствования и модернизации механизмов контроля. В распоряжении сотрудников ГИБДД имеется большое количество гаджетов для розыска нарушителей, проверки автомобилей, обеспечения безопасности дорожного движения. Число таких устройств растет каждый год. Так, обеспечивать соблюдение правил дорожного движения и повышать уровень безопасности на российских дорогах инспекторам ГИБДД помогают современные технические средства – комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД.

На сегодняшний день комплексы ФВФ являются одной из действенных и эффективных мер в снижении уровня аварийности на дорогах. Главная и единственная цель их установки – снизить количество ДТП и сократить число погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.

У технических средств контроля соблюдения правил дорожного движения есть ряд важных преимуществ, например, бесперебойная работа при любых погодных условиях: будь то дождь, мороз или жара. К тому же камеры работают круглосуточно и могут фиксировать гораздо больше нарушений, чем инспектор ГИБДД, который, в свою очередь, сосредоточен на выполнении более стратегических задач, таких как экспертный анализ аварийности на дорогах и определение списка мест установки комплексов фотовидеофиксации.

Подмосковье в части применения искусственного интеллекта в условиях дорожной среды является одним из ведущих субъектов Российской Федерации. В этой работе ГИБДД Московской области помогает Аналитический модуль БДД. Это единая информационная среда для всех участников работы по обеспечению безопасности на дорогах – ГИБДД, ЦБДД, ЦАФАП и Минтранса Подмосковья. Система позволяет проводить учет и анализ ДТП на основе полученных данных из различных источников, моделировать и применять эффективные мероприятия для повышения БДД и определять оптимальные места размещения комплексов фотовидеофиксации. Благодаря Аналитическому модулю стали возможны работа с детальной информацией о ДТП, автоматический расчет их очагов в дни вместо месяцев, что позволило оперативно и точно планировать мероприятия по реагированию и снижать уровень аварийности ускоренными темпами. Так, по результатам января 2023 года общее количество дорожно-транспортных происшествий на территории Московской области уменьшилось на 23,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число погибших и раненых снизилось на 2% и 25% соответственно.

В обязанности службы пропаганды ГИБДД входит ведение разъяснительной и обучающей работы с детьми и взрослыми с целью формирования навыков и установок безопасного поведения в условиях дорожно-транспортной среды.  Вклад их в дело сбережения жизней неоценим. Проводятся уроки в школах, вузах, училищах, в библиотеках, на предприятиях... Различными вербальными и невербальными средствами, уговорами и прочими приемами пытаются «достучаться» до сердец граждан, которые вопреки здравому смыслу продолжают рисковать своими жизнями на дороге.

Кстати, известно, что некоторые водители боятся и, мягко говоря, не любят инспекторов ГИБДД.

Сразу же хочу подчеркнуть, что сотрудники ГИБДД – это прежде всего люди. Такие же люди, как водители и пешеходы. Среди них встречаются и хорошие, и плохие. Как среди водителей и пешеходов. Для чистоты эксперимента предлагаю убрать эмоции и поразмышлять только о функции.

Конечно же все начинается с первой встречи, если не брать во внимание анекдоты и рассказы «бывалых». Первый личный опыт общения с сотрудником ГИБДД не очень часто кажется позитивным. Частично в этом виноваты сотрудники ГИБДД, для которого вы – «не первый», частично –  сами участники дорожного движения. Все дело в том, что сотрудник ГИБДД в большинстве случаев останавливает участника дорожного движения с целью наложения административного наказания за нарушение правил дорожного движения, и, пожалуй, только 8 Марта – с целью подарить гвоздички.

Ну а с другой стороны, обычно в этот момент сам участник дорожного движения никаких правил не знает. Поэтому дорожный инспектор без особых трудностей и борьбы выписывает штраф, а недовольный участник дорожного движения отправляется оплачивать свое нарушение, унося в своем сердце раздражение на всю Госавтоинспекцию (не на себя же, в конце концов,  обижаться!).

Причем эта ситуация повторяется изо дня в день (каждый день для кого-то происходит первая встреча с сотрудником ГИБДД) и оканчивается практически всегда одинаково. А вот когда представители полиции помогают вытащить авто из сугроба, принять роды, защитить от хама, оперативно оформить ДТП, мы считаем, что вот так и должно быть и не за что быть особо благодарными а, возможно, это вообще исключение из правил и так далее...

Какие же ошибки при общении с сотрудниками ГИБДД совершают практически все? И что делать, чтобы общение проходило конструктивно и по делу? Во-первых, постарайтесь избежать оценочного суждения: человек на работе, имеет право остановить вас и осуществить установленные законом процессуальные действия. Какие? Ознакомьтесь прежде сами с законом, хотя бы с ПДД и КоАП, Вам станет полегче воспринимать его действия как функцию, а не как унижение Вашего достоинства. Во-вторых, будьте вежливы и спокойны, как ни банально звучит этот совет. Как только Вы займете положение «Гражданин начальник» или «Командир» – условия диктовать будут вам, и менять ситуацию станет тяжело. Правильная позиция – разговаривать с инспектором официально, спокойно, на равных. Он должен представиться, а если вы не расслышали, нет ничего зазорного в том, чтобы уточнить и в дальнейшем обращаться к нему по имени. В-третьих,  знайте свои права. Не «качайте», а – знайте. Это разные вещи. Например, обращайте внимание на нагрудный знак, на наличие спецтранспорта, чтобы быть уверенным, что это не самоуправство конкретного человека в форме, а процессуальные действия должностного лица, уточняйте причину остановки. Так, если служебный автомобиль стоит с нарушением требований ПДД (п.12 «Остановка и стоянка») и без включенных проблесковых маячков, то инспектор, при вашем желании (и не без помощи прокуратуры), может понести ответственность за это нарушение. Мало кто из водителей знает, что сотрудники ГИБДД на служебном автомобиле без включенных проблесковых маячков являются простыми участниками дорожного движения, и потому – могут понести ответственность за нарушения ПДД. Блокируйте двери и включайте диктофон, когда водителя «хама» (разговаривающего неуважительно с сотрудниками ГИБДД, по мнению сотрудников), вытягивают из машины и «наказывают» за такое поведение. И потому, опять тот же совет: разговаривайте с сотрудниками уважительно и обязательно перед этим заблокируйте двери! Вы имеете полное законное право записывать происходящее. Инспектор ДПС – это сотрудник полиции. Понятие «личной жизни» к нему, при исполнении, не относится. Он руководствуется законом «О полиции», деятельность которой осуществляется в соответствии со Статьей 8. «Открытость и публичность». Кроме того, согласно ст. 25 Административного регламента, «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись». Еще раз, для тех, кто не осознал: если вы нарушитель – просто ответьте за ваши нарушения, если вы ни в чем не виноваты – позвольте должностному лицу выполнить свои должностные обязанности.

По поводу «знать свои права». Недавно МВД России опубликовало проект нового порядка для общения инспекторов ГИБДД с автомобилистами. Изучите обновленный «Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ о БДД». Его создали после анализа проблемных вопросов, которые возникали при надзоре за участниками дорожного движения. С учетом предложений от местных подразделений ГИБДД изменений и уточнений ожидается немало.

В Московском регионе становится все больше автомобилей скрытого патрулирования. Автомобили без спец. обозначения дежурят в потоке, в опасных местах на дорогах. При этом сейчас сотрудники ГИБДД обязаны даже при скрытом патрулировании носить форму. Из-за формы иногда скрыться от водителей совсем не получается, поскольку те ее замечают. Это мешает, к примеру, при выявлении возможных угонщиков. Согласно новому проекту, сотрудники ДПС могут не носить форменную одежду, если несут скрытое патрулирование.

О том, что дорожные камеры должны соответствовать требованиям и проходить определенные поверки, указано как в старой, так и в текущей новой версии документа.

Однако теперь к списку контроля добавлены и иные средства. К ним можно отнести в том числе и личные мобильные телефоны инспекторов, которые не требуют никакой дополнительной проверки.

Как указано в проекте документа, «...при надзоре за дорожным движением допускается использование сотрудниками иных технических средств. Функции фото-, звуко- и видеозаписи, материалы которых могут иметь значение для правильного решения дела об административном правонарушении, быть признаны доказательствами».

Отдельный пункт документа уделяет перечислению всех ситуаций, когда сотрудник ГИБДД имеет право потребовать у водителя выйти из машины. Это требование обосновано для: пресечения преступления, задержания лица, подозреваемого в совершении преступления; доставления, административного задержания; проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства и груза; отстранения от управления транспортным средством; задержания транспортного средства; когда это необходимо для проведения иных процессуальных действий в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях или УК РФ.

Еще из полезного. Сейчас дорожные камеры принято устанавливать в аварийных точках. Для этого у ГИБДД есть своя статистика, по которой сотрудники определяют, где такие камеры можно поставить. Документ подразумевает, что теперь устройства можно ставить в местах концентрации ДТП, а также в местах, где произошло на одно ДТП меньше, чем это предусмотрено термином «аварийно-опасный участок дороги».

Из приятного. Инспекторам запрещено грубить, высказывать предвзятые замечания, предъявлять неправомерные и незаслуженные обвинения. Нельзя говорить в пренебрежительном тоне или заносчиво, а также допускать оскорбительные выражения или реплики. Но это, на наш взгляд, касается и водителей.

Что хочется сказать, в заключении. Человек человеку волк, если ведет себя как волк. Оставайтесь людьми: и находясь за баранкой, и с полосатой палкой в руке. Всем добра.

Автор статьи: Светлана Заболоцкая, генеральный директор региональной общественной организации «Союз безопасности дорожного движения».

Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".

Комментариев нет
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии