Как в Подмосковье будут развивать село?
Второй год подряд Московская область оказывается среди регионов-лидеров Российской Федерации по росту сельского населения. Но помогает ли это развиваться жизни на селе и как в Подмосковье будут выполнять одну из важнейших задач, поставленных президентом страны — комплексного развития сельских территорий?
Эта задача была озвучена президентом в Послании к Федеральному собранию как одна из важнейших в рамках развития агропромышленного комплекса. Под этим подразумевается не набор каких-то локальных мер, а полноценное развитие всей социальной инфраструктуры, которая влияет на качество жизни в сельской местности. В совокупности с другими векторами развития объем производства российского АПК должен вырасти к 2030 году не менее чем на четверть по сравнению с 2021 годом. Также сельскохозяйственный экспорт должен увеличиться в полтора раза.
Задачи нелегкие, учитывая, что строить — это не ломать. А ломали село на протяжении последних тридцати лет безжалостно. Старая система сельского хозяйства разрушена на корню, вымерли и покинуты тысячи населенных пунктов. Для выполнения задач нужны люди на селе и в Московской области они как раз вроде бы есть. Подмосковье второй год подряд стало регионом лидером по устойчивому росту сельского населения. Всего в 2023 году таких регионов оказалось 29. Компанию среди самых преуспевающих в этом плане субъектов Федерации Подмосковью составили Чукотка, Астраханская, Калужская, Липецкая, Тульская, Томская, Калининградская и Иркутская области. Но проблема в том, что весь этот рост наблюдается только в сельских территориях вокруг крупных городов. Это так называемая маятниковая миграция, когда люди начинают жить в селе, а работать продолжают в мегаполисах. То есть, для муниципалитетов это скорее плохо, чем хорошо, так как люди нагружают сельскую местность, но вся отдача в виде налогов оказывается, как в случае с Московской областью, в Москве. Так что принимать во внимание такие процессы как благо для села не стоит. Скорее властям нужно думать о том, как сделать так, чтобы люди и работали там, где живут. Пока же на местах работы мало, а заработная плата там далека от декларируемой средней по стране.
Законодатели уже озаботились поставленной президентом задачей. Вот и фракция ЛДПР буквально на днях внесла на рассмотрение законопроект с предложением отменить до 2032 года налог на прибыль открывшим в сельской местности бизнес. Речь идет об организациях, которые до этого года зарегистрируются в сельской территории, а также в поселках или городах с населением до 50 тысяч человек в показателях после 1 января 2025 года. Инициатива скорее нужная, но несколько смущают условия — освободить от налогов такие организации, у которых годовой объем выручки от реализации товаров должен быть не менее 300 млн рублей, а количество работников в штате непрерывно должно составлять не менее 50 человек. При таких параметрах инициатива может оказаться достоянием буквально считанного количества предприятий и компаний. Похоже, что депутаты не совсем представляют объемы оборота денежных средств у предприятий в малых городах и на селе. И это даже в достаточно благополучной по сравнению с другими регионами Московской области. Для того чтобы решить поставленную президентом задачу нужны не эфемерные законопроекты, а конкретные меры поддержки от государства, которые на местах коснутся всех и каждого. Тогда народ будет жить и работать на селе. Пока же люди селятся либо в прилегающих к мегаполисам селах и деревнях, либо уезжают жить в более отдаленные населенные пункты, чтобы отдыхать там при достижении возраста заслуженной пенсии.
Надо сказать, что ряд преференций для привлечения людей на село есть. Бессрочно были продлены сроки так называемой «сельской ипотеки». Эта программа была запущена в 2020 году и распространяется не только на село, но и на города с населением менее 30 тысяч человек. Большинство мероприятий по ренессансу села проводится в рамках реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». По словам министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, эта программа в той или иной степени охватывает примерно треть всего сельского населения. Благодаря программе строятся объекты образования, медицины, культуры и спорта, транспортной и коммунальной инфраструктуры, возводится жилье и расширяется доступ к социальным услугам. Вносят свою лепту и такие программы, как «Земский доктор», «Земский фельдшер» и «Земский учитель». Они активно работают и в Московской области.
«Население растет, и многоквартирные дома строятся, но ИЖС – больше. В сельской местности у нас 1,8 млн жителей. А вообще, по регистрации МВД в Подмосковье около 11 млн. И когда человек постоянно живет на селе, в деревне, ясно, что качество жизни здесь мы должны обеспечивать. Это базовые потребности – дороги, вода, газ», — говорит губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Думает правительство и о том, как привлечь на село молодежь. Делать это хотят при помощи электронных площадок, что, конечно же, дешевле, чем построить в отдельно взятом селе предприятие, всю инфраструктуру, открыть школу, поликлинику и клуб. Беда в том, что без этого набора ни один представитель молодежи в деревню не приедет, даже если с утра до ночи будет читать в интернете о преимуществах сельской жизни.
Создание цифровых сервисов в Подмосковье идет достаточно бойко. Они лишь облегчают в какие-то моменты те или иные действия. Например, желающий открыть производство может выбрать себе участок по программе «земля за рубль». Специальный сервис создали и для фермеров. Подобрать себе участок они могут на региональном портале госуслуг в разделе «Земля и стройка». Эта услуга для предпринимателей, производящих, перерабатывающих, хранящих и продающих продукцию сельского хозяйства — мясо, молоко, сыры, овощи, фрукты.
Среди других активностей, направленных на развитие села, в Подмосковье стоит отметить развитие агротуризма. Это очень интересный вектор развития и в регионе появилось немало интересных локаций. Чаще всего в связи с этим называются Ремесленная слобода Глушенковых в деревне Новлянки Дмитровского городского округа, осетровая ферма в городском округе Коломна, этнопарк «Кочевник» в Хотьково. Но и это направление само по себе не решит все проблемы. Нет у региона столько туристов, чтобы все предприятия и люди сельской местности Подмосковья жили хорошо.
Безусловно, в сфере села давно ощущается необходимость аккумулирования всех мер поддержки и введения новых. Поставленная президентом задача является хорошим поводом разработать программу, которая действительно принесет селу пользу.
Такие попытки перманентно возникали и ранее. Например, в законодательство Российской Федерации были введены два таких понятия, как «опорные населенные пункты» и «прилегающие территории», которые объединяются в сельские агломерации. Они никак не будут изменять административно-территориальное устройство региона и не будут менять статус населенных пунктов. В прошлом году было заявлено о создании в Подмосковье 11 сельских агломераций, которые будут иметь приоритет при федеральном субсидировании по государственным программам, что должно привести к развитию инфраструктуры, повышению доступности медицинской помощи и совершенствованию услуг в сфере культуры. Было объявлено о создании в Подмосковье 11-ти сельских агломераций с опорными пунктами в городах Волоколамск, Зарайск, Истра, Луховицы, Можайск, Руза, Талдом и Шатура, а также в рабочих поселках Лотошино, Серебряные Пруды и Шаховская. До 1 сентября прошлого года муниципалитетам этих населенных пунктов было поручено разработать проекты планов долгосрочного социально-экономического развития агломераций. Было это сделано или нет — до сих пор непонятно. Возможно работа в этом направлении продолжается уже на уровне региона и скоро мы узнаем как реально будет работать эта новая система сельских агломераций.
Без внятной информации вопросов по этому поводу слишком много. Не станет ли новая инициатива очередной «оптимизацией», которая лишает населенные пункты жизненно важных структур и объектов? Будут ли отпущенные по госпрограммам деньги доходить до вымирающих населенных пунктов? Кто и как будет проводить границы «прилегающих территорий» и не останутся ли опять ни с чем отдаленные села и деревни? Очень хорошо, если в условном Можайске будет создана современная инфраструктура, но как это поможет живущему в том же округе селянину в 40 километрах от города? Не приведет ли это к появлению очередного пояса неперспективных деревень?
Надо сказать, что нечто подобное уже было реализовано в соседней Белоруссии и весьма успешно. Там множество центров сельскохозяйственных районов претерпели реформу с превращением их в агрогородки. Они успешно работают, вся земля обрабатывается, но заброшенных деревень там стало больше — люди перебрались в агрогородки. Большое количество деревень превратилось в дачные поселки. Но по сравнению с белорусским опытом у России сейчас огромная разница в стартовых условиях. В Белоруссии сначала сделали агрогородки, в которые постепенно и переселились люди. У нас же селяне давно лишились на местах работы и попросту разъехались куда смогли и на какие смогли условия. Никто их специально нигде не ждал. При таких вводных на селе у нас нужно создавать заново буквально все. Тут бы как раз и пригодился законопроект ЛДПР, но с более приближенными к земле в прямом и переносном смыслах условиями...
Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".