Top.Mail.Ru
Пн. 10 ноя. 23:32

Красота оружия и сила истории: интервью с Еленой Тихомировой

Команда выставки «Ножевая культура» поговорила о том, как формировалась её профессиональная судьба
Фото: личный архив

Елена Владимировна Тихомирова — эксперт Министерства культуры РФ, сопредседатель Национальной ассоциации оружейных экспертов, член Совета по сохранению культурного наследия и развитию международного обмена культурными ценностями. Более 30 лет она проработала в Государственной Оружейной палате Московского Кремля и сегодня считается одним из ведущих специалистов по экспертизе оружейно-культурных ценностей.

Команда выставки «Ножевая культура» поговорила с Еленой Владимировной о том, как формировалась её профессиональная судьба, как устроено коллекционирование оружия в России, какие угрозы несут подделки и почему клинок способен рассказать об эпохе не меньше, чем книга.

– Как вы пришли в сферу экспертизы культурных ценностей и оружейного антиквариата?

- Я проработала более тридцати лет в Государственной Оружейной палате Кремля — уникальном музее с лучшей коллекцией оружия в России. Именно там сформировался мой интерес к историческому и современному художественному оружию. Работа в музее даёт колоссальный опыт: вы не только изучаете предметы, но и постоянно держите их в руках, сравниваете, исследуете. Для эксперта главное — насмотренность. Она формируется только через практику, когда через ваши руки проходят сотни, а то и тысячи экспонатов.

– Почему именно оружие?

Оружие — уникальный памятник материальной культуры. Оно отражает историю, технологии, искусство. В каждом предмете заключена эпоха, имя, событие. Это и исторический источник, и художественный объект. В оружии удивительным образом соединяются инженерная мысль и эстетика. Красота клинка — это поэзия стали, и она говорит о многом. Большинство современных механизмов были изобретены ещё в Средние века. А отделка оружия — это истинные произведения декоративного искусства: от инкрустаций и гравюр до работы с драгоценными камнями и металлами. Многие техники, привычные нам сегодня, зародились именно в оружейном деле, в том числе,  златоустовская гравюра, стальная бриллиантовая огранка. Оружие притягивает: если человек начал им увлекаться, он уже не сможет остановиться.

– Как зарождалось коллекционирование оружия?

Собирательство оружия уходит корнями в глубину веков. Уже Геродот писал о сакральных ритуалах, связанных с мечом. В античности вещи коллекционировали как украшения, а оружие — как часть арсеналов. Среди массы предметов всегда выделялись особые — боевые шедевры, фамильные реликвии, трофеи или художественные произведения. Эти критерии актуальны и сегодня: функциональность, историческая ценность, красота.

– Можно ли сказать, что оружие всегда было символом статуса?

Безусловно. Парадное оружие сопровождало торжества, демонстрировало власть и богатство. Вспомним ритуальные бердыши рынд царя Алексея Михайловича или рыцарские мечи Европы. Символика оружия сохраняет значение сквозь века.

– Чем отличается работа эксперта в государственной системе от частной практики?

Государственную экспертизу культурных ценностей имеет право проводить только аттестованный эксперт Министерства культуры. Он подтверждает статус предмета как культурной ценности и оформляет своего рода паспорт изделия или экспертное заключение на данный предмет оружия. Частные специалисты могут быть блестящими знатоками, но без аттестации их заключения не обладают юридической силой. В идеале эксперт сочетает и глубокие знания, и понимание нормативной базы.

– Как обстоит дело с современными мастерами?

Многие забывают, что нож — это не только инструмент, но и холодное оружие. Если изделие подпадает под ГОСТ как холодное оружие, мастер, создающий художественное изделие, может получить экспертное заключение, по которому предмет причисляется к оружию, имеющему культурную ценность.  К сожалению, не все мастера об этом думают, и тогда у владельцев возникают серьёзные проблемы.

- Как формируется цена на такие произведения искусства? От чего зависит в первую очередь?

Цена старинных предметов определяется в первую очередь через зарубежные аукционы. В России специализированных торгов почти нет. Но окончательная стоимость — всегда результат договорённости: второй такой вещи не существует. Современные авторские изделия начали активно появляться в 1980–1990-е годы. Спрос со стороны коллекционеров был высоким, но прозрачной системы оценки так и не сформировалось. На стоимость влияют редкость, исполнение, материалы, а также мода. Экспертов-оценщиков мало, и это делает рынок ещё более закрытым.

– Насколько серьёзна проблема подделок?

Для старинных предметов — это вопрос номер один. Подделывают всё: от златоустовских клинков до европейских трофеев. Иногда уровень настолько высок, что отличить подделку от оригинала сложно даже специалисту. Это постоянная гонка между мастерами подделок и экспертами. Вспоминается история с кортиком, якобы подаренным Николаю II кайзером Вильгельмом. В 2018 году в Екатеринбурге его выставили как «жемчужину экспозиции». Для него сделали отдельную витрину и усилили охрану. Но вскоре выяснилось: подлинный кортик давно хранится в Царскосельском музее. Коллекционер заплатил огромные деньги за подделку. Позже всплыли ещё два таких же кортика. Подделка была выполнена мастерски, но разоблачение оказалось громким.

– Какую роль играет ножевое и оружейное искусство в культуре?

Само его существование обогатило современную культуру. В начале 2000-х появилась совершенно новая сфера, где творчество мастеров проявилось очень ярко. Это позволило людям выразить эмоции и мастерство, создать новые художественные направления.

– Какие выставки наиболее важны?

Крупные выставки, а также локальные проекты демонстрируют современные ножевые изделия широкой публике. Отметим и выставку «Ножевая культура», которая пройдет с 14 по 16 ноября 2025 года в выставочном комплексе «Патриот ЭКСПО». Организаторы отмечают, что этот проект отличается от всех ранее существующих выставочных проектов. Его цель – не финансовая составляющая, а популяризация ножевой культуры.

– Какие собрания вы считаете самыми значимыми?

В Москве — Оружейная палата и Исторический музей. В Петербурге — Эрмитаж, Артиллерийский музей, Центральный военно-морской музей, Горный музей. В Туле — знаменитый музей оружия. В Златоусте — собрания в краеведческом музее. В Павлово-на-Оке — коллекция ножевого искусства. На самом деле оружейные залы есть почти в каждом крупном музее страны.

– А что на счёт частных коллекций?

На мой взгляд, важно не то, где хранится предмет — в музее или у коллекционера, а то, что он сохраняется. Но музеи публикуют каталоги, делают коллекции доступными, в этом их уникальная роль. К счастью, коллекционеры всё чаще показывают свои собрания. В 2020 году в Москве прошла выставка «Оружие и Кавказ» — участвовали 15 музеев и 12 частных коллекционеров, экспонировалось более тысячи предметов. Это был настоящий прорыв. Среди частных музеев особо отмечу подмосковный Музей военной техники в Падиково, музей в Верхней Пышме под Екатеринбургом и Музей техники Вадима Задорожного.

– Есть ли предмет, который вам особенно дорог?

Да, кинжал «Фараон» Андрея Аксёнова (1995). Дамасский клинок, серебро, инкрустация, образы Древнего Египта. Когда его показывали во Франции, в Лувре, публика была потрясена. Для меня этот предмет — символ рождения современного ножевого искусства в России.

– Ваш совет начинающим коллекционерам и мастерам

Сначала знания — потом коллекция. Нужно изучать историю, национальные школы, символику. Коллекционирование — это про целостность и понимание, а не про случайные покупки. Для мастеров главное качество и поиск новых образов. Делать вещи интеллектуально, эстетично, с учётом современного дизайна. Искусственный интеллект не заменит мастерства человека.

Каждый клинок — это не просто оружие, а память эпохи, воплощённая в металле и мастерстве. Для Елены Тихомировой оружие — это история, искусство и поэзия, которые живут благодаря мастерам и коллекционерам. Сохраняя эти предметы, мы сохраняем саму культуру, учимся видеть в вещах их глубину и ценность, а в мастерах — вдохновение для будущих поколений.

Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".

Комментариев нет
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии