Top.Mail.Ru

Выбрать муниципалитет

Пт. 17 мая 11:32

Международный день ПДД: как изменились правила дорожного движения за 130 лет

Пока без роботов, но уже с искусственным интеллектом

Правила дорожного движения, они же ПДД, — один из первых законодательных сводов, с которыми в своей жизни сталкивается человек. Попадая в детское кресло в непосредственной близости от роддома, новорожденный тут же становится участником дорожного движения. Так что ПДД стоит изучать с самого детства: родители должны прививать ребенку навыки безопасного поведения на дорогах

В среднем в мире правила поведения на дорогах общего пользования плюс-минус одинаковые, но везде есть своя специфика, о которой весьма интересно узнать. Например, в Таиланде нельзя ездить без рубашки или футболки, а пешеходный переход такого значения, как у нас, не имеет. Пешеходных переходов на улицах Таиланда мало, но даже там, где они есть, водители не пропускают пешеходов до тех пор, пока те не окажутся перед транспортным средством. На Кипре строго запрещено пить воду за рулем, а во Франции не возбраняется даже бокал вина. Если «усугубить» — то штраф 135 евро и никаких лишений и «выгоняний». В России «нагудеть» или обругать соседа по потоку — обычное дело, а в Германии за это положено ощутимое взыскание. У нас за непропуск пешехода на «зебре» — штраф, а в Китае водителям запрещено даже притормаживать: пеший участник дорожного движения должен самостоятельно дождаться возможности и быстро перебежать проезжую часть. В Японии за проезд через лужу с брызгами строго накажут. Жителям некоторых американских штатов строго-настрого запрещено охотиться на китов из автомобиля, а водители обязаны возить с собой накидку для своего «железного коня». Кстати, общие правила на всей территории Советского Союза ввели только в 1961 году: до этого в разных республиках и даже областях были разные ограничения и требования.

В России же единый свод правил дорожного движения ввели в 1993 году и после вносили лишь поправки. Правда, уже более 50 штук. И на этом интересном прецеденте — поправках — стоит остановиться подробнее. Год за годом маховик прогресса раскручивается все быстрее, а дорога как отражение этих изменений остро нуждается в новых правилах и новых же механиках контроля. Скорости резко возросли, в некоторых регионах многократно увеличилась плотность населения и трафика. Появились новые транспортные средства: самокаты, моноколеса, гироскутеры и так далее — передвижение на которых также нуждается в регулировании и, само собой, должно быть закреплено в правилах дорожного движения.

Изменились и сами дороги: у нас появились высокоскоростные магистрали, разрешенная скорость движения на которых бывает и 130 км/ч. Встречные потоки разделяются отбойниками, «быстрые участки» оборудованы постоянным освещением, а оплата взимается электронным методом через транспондер. Будущее? Настоящее! Успели отечественные водители перестроиться? Скорее, нет. И парк автомобилей не успел, по ходу еще и растеряв часть заводских возможностей активной и пассивной безопасности. Но вопрос безопасности на дорогах стоит очень остро. Чтобы справиться с новыми задачами, поставленными самим временем и прогрессом, потребовались новые механизмы и технологии: к примеру, комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД, которые начали устанавливаться на российских дорогах в начале двухтысячных, а сейчас являются полноценными элементами дорожной инфраструктуры. Реализованные в 2022 году системные меры позволили снизить дорожно-транспортную аварийность в Российской Федерации: общее количество ДТП сократилось более чем на 6%, число погибших и раненых в них людей — более чем на 5% , о чем недавно рассказывал на пресс-конференции начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников. Уже ни для кого не секрет, что появление комплекса на столбе сокращает число нарушений, особенно это касается превышения скоростного режима, тем самым прямо влияет на количество дорожно-транспортных происшествий.  

Статистика подтверждает: самые оснащенные комплексами фотовидеофиксации регионы — Москва и Московская область — показали снижение числа аварий за первые шесть месяцев 2023 года, тогда как в целом по России их число возросло. То есть ситуация на дорогах в самых густонаселенных регионах, где количество транспорта соизмеримо с общим числом в некоторых странах Европы, оказалась безопаснее, чем в менее загруженных и людных. Причина — сами дороги и их оснащение, ключевым при этом является безопасность.

Штраф — действенный аргумент, мгновенно активирующий в сознании требование соблюдать правила дорожного движения и предельно быстро создающий условия для безопасности. Дальнейшее развитие этого функционального и оправдавшего себя инструмента — обучение распознанию новых видов нарушений. Уже сейчас камеры помогают бороться с неправомерным сбросом строительных отходов и применяются для контроля соответствия цветографической схемы автомобилей такси. Комплексы способны распознавать непристегнутый ремень безопасности, использование мобильного телефона за рулем, непропуск пешехода, нарушение правил переезда железнодорожных путей, проезд на запрещающий сигнал светофора, пересечение разметки, нарушение правил остановки и многое другое. Если на российские дороги вернется метод контроля средней скорости, то количество постановлений сократится: многие водители нарушают скоростной режим не потому что они осознанно игнорируют ПДД, а из-за своей невнимательности. Общая волна трафика выровняется, уйдя от «эффекта кенгуру», рывков между камерами, что существенно повысит безопасность на отечественных дорогах.

Дальше будут камеры, фиксирующие нарушение ПДД пешеходами, которые зачастую это делают, зная о своей безнаказанности, далее начнут распознавать нарушение более серьезных требований к состоянию автомобилей, штраф за отсутствие ОСАГО и наверняка даже оценка сезонности шин: с 1 сентября за несоблюдение этого требования вводится штраф. Сможет ли камера «рассмотреть» покрышку? Судя по качеству фотоматериалов в недавних постановлениях, сможет. И многое другое — тоже сможет, включая лица. Но это будет завтра.

А сегодня — 14 августа, день, в который 130 лет назад во Франции были приняты первые полновесные правила дорожного движения. С тех пор на дороге все обязаны подчиняться единому кодексу и действовать согласно установленному регламенту, а сама дата стала Международным днем правил дорожного движения. Правил, которые постоянно меняются благодаря прогрессу и стремлению сделать дорогу безопасной для всех участников движения. От мала до велика.

Автор статьи — автоэксперт Алексей Щеглов.

Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".

Комментариев нет
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии