Начала свою работу Международная выставка WorldFood Moscow 2024
Международную осеннюю выставку продуктов питания WorldFood Moscow традиционно сопровождает насыщенная деловая программа, состоящая из конференций, дискуссий, экспертных панелей и других мероприятий.
Одними из ключевых деловых мероприятий первого дня WorldFood Moscow 2024 стали аналитическая сессия и главная пленарная дискуссия лидеров продовольственного ритейла на Форуме лидеров продовольственного бизнеса. Оба мероприятия модерировал Кирилл Терещенко, генеральный директор КОТАНИ Россия и СНГ.
В работе аналитической сессии приняли участие:
• Родион Ломиворотов, старший макроэкономист и исполнительный директор Аналитического управления «Сбербанк»
• Анастасия Сидорина, директор по работе с клиентами холдинга Romir
• Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительский рынок» информационно-консалтингового агентства INFOLine
Ведущие аналитики представили актуальные цифры и факты по продовольственному рынку и рассказали об изменениях на потребительском рынке России за последний год.
Рост рынка FMCG в 2023 г. замедлился и составил 1,5% по сравнению с 2022 г., в то время как в 2022 г. — 6% в сравнении с 2021 г. Кирилл Терещенко отметил, что сейчас российский розничный рынок находится на этапе ценовых войн и финальной консолидации рынка, которая продолжает усиливаться. Среди всех сделок за 2023 г. 12% пришлось именно на потребительский сектор. Следующим этапом станет фаза регулируемого рынка, которая продлится, вероятно, до 2030 г.
Среднее число форматов розницы демонстрирует рост в кошельке у покупателей: в 2021 г. оно составляло 7,2, в 2024 г. — уже 8. Только 3,64% покупателей пользуются одним каналом. Это говорит о том, что разные форматы представляют собой разные ценности, и покрыть все свои ценности и потребности у одного формата покупатель сейчас не может. Анастасия Сидорина подчеркнула важность коммуникации с покупателем именно через его ценности. Об этом чуть позже на главной пленарной дискуссии лидеров продовольственного ритейла скажет и Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам сети «ВкусВилл»: «Надо создавать ценности для покупателя, а не развивать бренды». Среди основных факторов потребительского выбора сегодня присутствует удобство покупки (76%), цена за покупку (75%), адаптивный ассортимент (68%), удовольствие от покупки (62%), потребительская безопасность (54%).
Самыми растущими каналами остаются хард-дискаунтеры и e-commerce. Также активно развиваются кафе при магазинах — теперь это территория борьбы не только общепита, но и классического ритейла. Предполагается, что к 2029 г. вырастет сегмент HoReCa и такие форматы, как минимаркеты и онлайн. В то же время будет наблюдаться спад гипермаркетов, супермаркетов, хард-дискаунтеров и традиционной торговли.
В 2024 г. продолжилось восстановление потребительских настроений, а уровень стресса постепенно снижается. Но 35% россиян все еще продолжают испытывать стресс, и главными способами борьбы с ним по-прежнему служат прогулки, время с близкими и друзьями и вкусная еда. Кроме того, покупатель все в меньшей степени определяет свое поведение как режим экономии, но все же отказывается от дорогостоящих покупок в пользу базовых расходов. В кошельке у россиян растет объем «свободных денег», что способствует росту трат на товары повседневного спроса.
Среди трендов аналитики выделили восстановление продаж, стабилизацию потребительских настроений, развитие СТМ, нормализацию ассортимента, новые подходы к ценам и промо, диверсификацию каналов в зависимости от потребностей, усиление потребительских ожиданий от рынка, конкуренцию на всех уровнях взаимодействия с потребителем, а также фокус бизнеса на персонализацию в рамках ценностного потребительского предложения.
Обсуждение вопросов, поднятых на аналитической сессии, продолжилось на главной пленарной дискуссии лидеров продовольственного ритейла. Ключевой темой мероприятия стало «Прогрессивное совершенствование: рефлексия, поиск, внедрение».
В дискуссии приняли участие:
• Жанна Гайдушняк, директор департамента по закупкам Auchan Retail Russia
• Антон Бахарев, коммерческий директор сети «Верный»
• Андрей Бодров, директор по инвестициям, стратегии и развитию бизнеса сети «Магнит»
• Алексей Григорьев, заместитель генерального директора и директор по корпоративной внешней политике METRO Россия
• Владислав Курбатов, генеральный директор «Пятёрочки»
• Дмитрий Пачин, коммерческий директор О»Кей
• Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам сети «ВкусВилл»
• Юрий Семенов, генеральный директор «Дикси»
Так же, как и аналитики, топ-менеджеры продуктового ритейла отметили, что у людей появились «свободные деньги». В сети О»Кей, по словам Дмитрия Пачина, заметен переход в покупках от низкого ценового сегмента к среднему. «Потребитель чувствует себя уверенно, и надо реализовать его запрос наилучшим образом», — добавил Андрей Бодров («Магнит»).
Эксперты выделили разные вызовы, с которыми приходится сталкиваться всему продовольственному рынку: демографические и экономические факторы, нехватка человеческих ресурсов и борьба за персонал, устаревание оборудования и отсутствие новых технологий, проблемы с поставками, недостаток объемов производства, переформатирование полок. Говоря о последнем пункте, Антон Бахарев («Верный»), заметил, что на текущий момент полка стабильна, но «формирование профиля полки — это работа постоянная и ежедневная», поскольку рынок меняется. По мнению Дмитрия Пачина (О»Кей), полки будут переформировываться еще 4–5 лет, но главное в этом процессе то, что «во главу угла в первую очередь ставятся потребности покупателя».
Что касается потребительского поведения, то в этом вопросе лидеры продовольственного ритейла отметили увеличение потребления органической продукции и товаров из категории «здоровое питание», а также рост лояльности к брендам, заместившим освободившиеся ниши, и доверия к местным производителям.
Выставка WorldFood Moscow будет проходить до 20 сентября включительно в МВЦ «Крокус Экспо» (павильон 3, залы 14 и 15). Регистрация: https://world-food.ru/ru/
Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".