Обзор комплекса инструментов и мероприятий по БДД в МО
Светлана Заболоцкая, генеральный директор Региональной общественной организации «Союз безопасности дорожного движения», подготовила обзор комплекса инструментов и мероприятий по БДД в Московской области.
«Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели за них наказывать» – данный афоризм приписывают Екатерине II.
То же самое можно сказать и про нарушения правил дорожного движения. Давайте рассмотрим, насколько важна роль профилактики подобных нарушений для безопасности дорожного движения и какие ее методы сегодня используются.
К началу XX века во всем мире было около шести тысяч автомобилей, в настоящее время мировой автомобильный парк насчитывает свыше 520 млн единиц (из них примерно 75 % – легковые автомобили). По данным статистики ООН, ежегодно от автомобильных аварий во всех странах погибает около 300 тыс. человек и около 10 млн получают телесные повреждения.
Термин «дорожное движение» охватывает всю сложную динамическую систему, которая образуется на дороге взаимодействием участников движения: пешеходами, велосипедистами, мотоциклистами, водителями автомобилей – профессионалами и любителями.
В России реализуется национальный проект «Безопасные и качественные дороги», благодаря которому дорожная инфраструктура улучшается, становится безопаснее. Активно используются инновационные методы.
Естественно, безопасность дорожного движения зависит и от обученности, дисциплинированности и правильности поведения всех участников движения, а не только представляющих автомобильный транспорт. В этом заключается одна из основных причин сложности обеспечения безопасности движения как на самом автомобильном транспорте, так и в дорожном движении в целом. Это обстоятельство можно характеризовать как недостаточную изоляцию автомобильного движения от окружающей среды.
Обучение водителей – главный вопрос обеспечения безопасности дорожного движения: постановка учебного процесса, его продолжительность, учебные площадки и т.д. Обучением водителей, как известно, занимаются автошколы, специальные профильные училища, вузы и т.д. Но приходят туда граждане уже вполне сформировавшимися как личности, со своими установками по поводу отношения к риску, к закону, к алкоголю, к окружающим людям, предметам, ситуациям, в целом. К сожалению, программа автошкол не в состоянии учитывать личностные особенности курсанта. И это – счастье, если автошкола была выбрана правильно и начинающий автомобилист имеет дело с настоящими знатоками предмета, такие, безусловно, есть, хотя и «на вес золота». Обучая вождению и теории, такие преподаватели либо мастера производственного обучения уделяют внимание не только экзаменационным вопросам, но и тому, что поможет курсантам «в бою». Например, как определиться с габаритами ТС, как не попасть в аквапланирование, как держать дистанцию, как научиться заполнять извещение к европротоколу, как безопасно оформить ДТП и т.д.
В целом, обучение БДД носит характер преемственности. Обучение основам и навыкам безопасности проводится непрерывно, начиная с дошкольного возраста.
Дошкольники и дети младшего школьного возраста наиболее часто попадают в дорожно-транспортные происшествия в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной системы. Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление играть в любых ситуациях, неумение быстро оценить обстановку или принять правильное решение, недостаточные знания об источниках повышенной опасности, быстрое возникновение и такое же быстрое разрушение рефлексов могут привести к печальным последствиям.
Анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей, показывает, что виновными в этом являются водители, взрослые, которые не держат детей за руку или сами нарушают правила дорожного движения, и сами дети. Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Дошкольники попадают в ДТП в основном из-за несформированности у них координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствие навыков ориентации в пространстве, в том числе ориентации, связанной с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.), и из-за других причин.
Существует целая армия людей, которым небезразличны вопросы безопасности дорожного движения.
Здесь и органы власти, и структуры МВД (ГИБДД), и педагоги, и общественность. Так, например, в этом году отряды юных инспекторов движения (ЮИД) празднуют свое 50-летие! Команда Московской области на всероссийском этапе конкурса «Безопасное колесо» в Калуге уверенно вошла в 10-ку, заняв почетное 7-ое место из 84 участников.
Раньше в ЮИД вступали только будущие инспекторы ГИБДД, а сейчас, в соответствии с современными реалиями и появлением новых медиа, юидовцы стали еще и корреспондентами, режиссерами, актерами, которые, пользуясь современными технологиями, доносят до людей информацию о правилах безопасного дорожного движения.
Совсем недавно в Московской области прошел фестиваль «Марафон творческих программ по пропаганде безопасного поведения детей на дорогах» среди обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования в Московской области в 2022 году. Это был настоящий праздник творчества: формат проведения – что-то среднее между стенд-ап, мюзиклом и старой забытой агитбригадой. Что это как ни пропаганда ПДД?
Огромная роль в обучении граждан – маленьких и больших – безопасному поведению на дорогах принадлежит Госавтоинспекции. Проведение социальных кампаний «Засветись», «Стоп гаджет» и других стало одним из эффективных инструментов привлечения внимания общества к основным факторам риска в дорожном движении и их профилактике.
В области работают более 50 детских автогородков, в которых дети в увлекательной наглядной форме знакомятся с правилами дорожного движения. Начинать воспитывать культуру поведения на дороге следует не тогда, когда человек решит получить права, а с юных лет, когда закладываются все базовые установки личности.
РОО СБДД также является важным участником процесса профилактики нарушений ПДД. Нами разработаны и проводятся интересные занятия с детьми, на которых в игровой форме рассказываем и учим маленьких участников дорожного движения беречь свою жизнь на дороге. Активно участвуем в съемках мультфильмов, роликов на тему ПДД, в том числе привлекая к этому процессу детей и взрослых, потому что через сопричастность можно эффективнее выработать познавательный интерес к теме.
Обеспечивать соблюдение правил дорожного движения и повышать уровень безопасности помогают современные технические средства – комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД. Так, на основании показателей аварийности на каждом конкретном участке ГИБДД и транспортные власти регионов принимают решения о местах установки камер. Прежде всего их применяют в очагах аварийности и на аварийно-опасных участках. Недавно Минтранс Московской области
«Установили комплексы фотовидеофиксации на участках федеральных трасс А-108 и М-5 «Урал», а также на региональной дороге «Коломна – Малино». В прошлом году на этих аварийных участках зафиксировано 11 аварий, в которых погибли 4 человека, 18 человек получили ранения различной степени тяжести. По прошествии нескольких месяцев с момента оборудования участков комплексами мы отметили, что это положительно повлияло на культуру вождения и дисциплинированность водителей. В результате количество нарушений ПДД на данных участках дорог в общей сложности снизилось на 40%, а аварийность полностью отсутствует», – пояснил министр транспорта Подмосковья Алексей Гержик.
Это показывает, что сегодня подход к решению проблемы смертности в результате дорожно-транспортных происшествий обрел комплексный характер. К примеру, в Московской области еженедельно в ходе заседания рабочей группы, состоящей из руководящего состава ГИБДД региона и транспортных властей, проводится разбор и анализ ДТП с погибшими. В ходе обсуждений разрабатываются меры по предотвращению повторных аварий на рассматриваемых участках, а также принимаются решения об установке комплексов фотовидеофиксации. Стоит отметить, что камеры ФВФ признаются одним из самых эффективных способов снижения аварийности и смертности в ДТП. Это
Комплексы фотовидеофиксации применяются на дорогах не только для контроля за соблюдением ПДД. Сегодня они помогают оптимизировать дорожное движение. Также все комплексы фотовидеофиксации подключены к единой федеральной системе МВД «Паутина», которая аккумулирует и обрабатывает данные, поступающие с них. Система предназначена для фиксации нарушений ПДД, в ней же предусмотрена их дедубликация, также система применяется для раскрытия преступлений, связанных с угоном автомобилей и поиском автовладельцев, скрывшихся с мест ДТП.
Таким образом, вопрос обеспечения безопасности дорожного движения носит комплексный, межведомственный и межотраслевой характер и напрямую зависит от уровня сознательности и законопослушности граждан.
Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".