Выбрать муниципалитет

Чт. 24 сен. 05:08

Почему госзаказ спасет экономику

Основной удар пандемии пришелся на экономику и социальные сферы жизни
Фото: из открытых источников

Пандемия коронавирусной инфекции внесла свои коррективы в функционирование экономики и социальной сферы России. Специалисты отмечают, что по масштабу можно говорить о макрокризисе из-за того, что ареал распространения последствий слишком велик. В отличие от закономерных кризисов, в основе которых типично лежат экономические и социальные противоречия и диспропорция, локдаун 2020 года – это форс мажор в чистом виде, один из тех, которых в будущем может становиться все больше.

В условиях пандемии самый сильный удар пришелся на реальный сектор экономики: нарушение и заморозка деловых отношений, частичный разрыв производственных и сбытовых цепочек привел к остановке работы бизнеса. Некоторые не имели финансовой подушки, поэтому им тяжело было пережить несколько месяцев простоя. Как следствие, Всемирный банк сообщил о падении ВВП в 2020 году на 6%. Для сравнения — официальные цифры роста ВВП в 2019 году составили 1,3%, то есть для полноценного восстановления экономики может потребоваться порядка 5 лет. 

Для «выживших» вернуться к прежней жизни будет крайне сложно. Для этого правительство предусмотрело ряд поддерживающих мер, которыми в настоящее время смогли воспользоваться 32 % предпринимателей России.

Среди наиболее популярных мер государственной поддержки, которыми воспользовались субъекты МСП, – продление сроков предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности, сроков уплаты налогов, страховых взносов, моратории на проверку в 2020 году и на возбуждение дел о банкротстве, продление действия срочных лицензий и иных разрешений, кредитные каникулы и беспроцентные кредиты на выплату зарплат для малых и микропредприятий, работающих не менее года в определенных отраслях. 

Из-за пандемии коронавируса случились и социальные последствия: риск сокращения рабочих мест, по данным Минтруда, в мае 2020 года число безработных выросло до 4,5 млн человек. Самой уязвимой сферой стала сфера услуг, которая не является областью первой необходимости и продукт которой легко может быть отложен или отменен. Также предприниматели назвали главной проблемой для бизнеса необходимость сохранения зарплаты сотрудникам в период самоизоляции.

Усугубило ситуацию для бизнесменов падение спроса на внутреннем рынке, так, что предприниматели  стали смотреть в сторону экспорта: для компаний среднего бизнеса он вырос на 10,7% за время пандемии, уточнил ТАСС. Под ударом оказались субъекты МСП, согласно отчету Высшей школы экономики (ВШЭ) «Влияние пандемии на закупки МСП», для 320 тыс. представителей малого бизнеса региональные рынки государственного и муниципального заказа могли быть единственным источником дохода. Институт госзакупок стал предотвращать расползание кризисных проявлений за пределыотраслей. Фактически, госзаказ в текущих условиях обретает качество одной из ключевых мер структурной политики в рамках общего антикризисного пакета. 

 «За первое полугодие 2020 года рост в госзакупках наблюдался лишь в первые 3 месяца до введения ограничения, далее произошло заметное сокращение количества и объемов размещенных госзакупок, при этом инфраструктурные отрасли первыми показали падение. Так, полугодовые показатели отрасли водоснабжение, водоотведение, услуги по удалению и рекультивации отходов сократились на 94% по числу размещенных процедур, на 14% сократилось количество закупок по статье сооружения и строительные работы, на 57% — услуги транспорта и складского хозяйства. Все эти отрасли традиционно входят в ТОП10 отраслей по закупочной деятельности», — комментирует генеральный директор площадки РТС-тендер Владимир Лишенков.

Руководитель направления «Контрактная деятельность и комплаенс-стандарты» ЦСР Ольга Анчишкина также подтверждает основополагающую роль госзаказа в стимулировании и стабилизации экономической системы в целом в разрезе отраслей и регионов и связывает это с целым рядом факторов.

«Во-первых, в российской экономике постоянно увеличивается доля госсектора. В 2016 г. ЦСР оценил долю госсектора в 46%, а ФАС – в 76%. Государственный спрос консолидирован и является самым крупным. На этом фоне в закупках сложился особый сегмент, в котором и заказчиками, и поставщиками выступают государственные организации. Мы называем этот сегмент „государство для государства“ или Government to Government (G2G), и посвятили ему самостоятельное исследование. По нашим расчетам не менее 360-400 тыс. госзакупок на сумму 550-670 млрд рублей проходят в таком режиме. Госпоставщики осуществляют коммерческую деятельность на 84 из 88 рынков госзаказа. Последствия роста доли госсектора и формирования G2G сегмента в госзаказе противоречивы. Но будем объективны, государство играет главную роль в самой практике контрактных отношений.

Во-вторых, государство является преимущественным заказчиком для целого ряда отраслей. Речь идет не только о космосе или инфраструктурных объектах. К примеру, рынок медицинских изделий – это на 80% рынок госзаказа. В период пандемии государственный спрос стал драйвером ускорения на этом рынке. По итогам анализа коммерческих тенденций ЦСР отмечает следующее: в сегменте наиболее востребованных медизделий, обеспечивающих защиту и профилактику распространения вирусной инфекции, российские производители запустили производство и начали поставки продукции до этого не выпускавшейся в стране. В инновационном сегменте компании разработали, довели до товарной стадии и вывели на рынок новые и оригинальные решения специфических медицинских проблем, вызванных COVID-19. И, наконец, в сегменте стандартной и типовой продукции увеличился объем реализации.

В-третьих, государство закупает новые, не бывшие в употреблении продукты. Это значит, что госзаказ стимулирует именно производство продукции, создание и сохранение рабочих мест, всю кооперационную цепочку. Такое структурное влияние на экономику имеет чрезвычайно важное значение».

Таким образом необходимо отметить, что развитие государственного заказа стало отличным стимулом для восстановления экономики до докризисных показателей. Государство имеет возможность ориентировать субъект экономики для вхождения в его периметр, а также предлагает успешные практики и помогает на микроуровне.

Комментариев нет
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии