Природоохранная прокуратура проверяет гудроновые лужи недалеко от Байкала

В оставшихся от бывшего асфальтобетонного завода гудроновых лужах в селе Кика Прибайкальского района Республики Бурятия регулярно гибнут дикие животные и домашний скот.
Однажды здесь утонул даже медведь, а прямо сейчас в гудроновой трясине находится труп коровы. Завод закрылся в 1996 году, оставив после себя свалку мусора и три гудроновых лужи. Работы по рекультивации свалки были проведены только два года назад, а вывезти битум никто не берется. Местные жители узнали, что это делают специализированные организации, которые должны быть наняты муниципалитетом за круглую сумму. Население поселка официально никогда не жаловалось и только теперь Восточно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура обещала провести проверку.
«Речь идет о шламонакопителях с нефтешламами, содержащими тяжелые фракции нефти и серную кислоту. Им не место в экологической зоне Байкала — необходима рекультивация. Сам битум технически возможно переработать и получить коммерческий продукт. Нередко фирмы борются за возможность рекультивации шламонакопителей, но многое зависит от конкретного состава, количества, спроса, а также наличия в регионе фирм, владеющих нужными технологиями и оборудованием. Наличие таких объектов является одним из обоснований внесения изменений в законодательство об экологической зоне Байкала, допускающего в ней ряд видов хозяйственной деятельности. Однако такой необходимости нет — рекультивация опасных и аварийных локаций в подобных зонах возможна, но требует экологической экспертизы.
Если говорить о методах утилизации нефтешламов, то они бывают физические, химические, биологические, термические и комбинированные. Выбор зависит от состава шлама, экологических ресурсов и доступности ресурсов. К физическим относятся механическая очистка (фильтрация, сепарация и центрифугирование для разделения фаз и удаления крупных примесей), флотация (разделение на жидкую и твердую фазы с использованием поверхностно-активных веществ), отстаивание (разделение нефти, воды и механических примесей путем гравитационного осаждения). Химические методы: окисление (использование химических реагентов для окисления нефтепродуктов и перевода их в более безопасные соединения) и гидролиз (расщепление нефтепродуктов на составляющие компоненты с использованием воды и тепла, нейтрализация кислотных и щелочных компонентов нефтешламов). Биологические методы включают использование микроорганизмов или растений для разложения нефтепродуктов в почве и воде, а к термическим — сжигание в печах при высоких температурах и пиролиз (нагревание при отсутствии кислорода для получения газообразных, жидких и твердых продуктов). Также применяется механическая очистка с последующей химической обработкой и биологической утилизацией», — пояснил эколог, кандидат биологических наук Сергей Симак.
Пять лет назад в гудроновой луже в другом бурятском селе, Джиде, чуть не утонул пятилетний мальчик. Ребенок соскользнул в яму, а от гибели его спасло то, что он шел за руку с восьмиклассницей, которая удержала мальчика «на плаву». Затем пострадавшего вытаскивали из лужи подбежавшие жители села.
В Комсомольске-на-Амуре за одним из многоквартирных домов на проспекте Ленина гудроновое болото существовало несколько лет. Его решили ликвидировать после того, как в нем утонула собака и чуть не погиб человек. Сначала рассматривался вариант с выжиганием гудрона, но специалисты указали на то, что почва вокруг также пропитана горючими остатками, поэтому пожар грозил получиться неконтролируемым. Тогда появилась идея дождаться зимы и выкопать замороженную жижу экскаватором с дальнейшим размещением отходов на полигоне.
Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".