ПВО страны — от обороны Москвы до С-500
В ночь на 22 июля 1941 года гитлеровская авиация совершила первый налет на Москву. Врагу не удалось выполнить свои задачи ни в эту ночь, ни в последующие. Система ПВО достойно отразила все атаки.
В экспозиции парка «Патриот», где вскоре пройдет очередной Международный военно-технический форум «Армия-2023», есть скромное 37-мм автоматическое зенитное орудие образца 1939 года. В том числе и таким вооружением встречала столица вражескую авиацию 82 года назад...
В первый месяц Великой Отечественной войны гитлеровские полчища глубоко зашли на территорию СССР. В середине июля после ожесточенных боев пал Смоленск, но у города еще шли бои. В эти дни в голову Гитлера пришла идея нанести удар по Москве, дабы показать преимущество немецкого оружия и парализовать центр сопротивления оккупантам. Намерения фюрера нашли отражение в подписанной 19 июля директиве «О дальнейшем ведении войны на Востоке». Одной из главных задач стала бомбардировка Москвы. Операцию поручили командиру 2-го авиационного корпуса люфтваффе генералу Бруно Лерцеру. Ему выделялась необходимая техническая часть, а среди пилотов и членов экипажей даже велся отбор для налетов на Москву.
К 20-м числам июля все было готово для первого удара. Авиация уже могла достать столицу с аэродромов, захваченных фашистами. К экипажам обратился командующий 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг: «Мои авиаторы! Вам удавалось бомбить Великобританию, где приходилось преодолевать сильный огонь зениток, ряды аэростатных заграждений, отбивать атаки истребителей. И вы отлично справились с задачей. Теперь ваша цель — Москва. Будет намного легче. Если русские и имеют зенитные орудия, то немногочисленные, которые не доставят вам неприятностей, как и несколько прожекторов. Они не располагают аэростатами и совершенно не имеют ночной истребительной авиации. Вы должны... подойти к Москве на небольшой высоте и точно положить бомбы. Надеюсь, что прогулка будет для вас приятной. Через четыре недели войска победоносного вермахта будут в Москве, а это означает конец войне».
Вскоре станет ясно как же заблуждался гитлеровский фельдмаршал. Огромный ресурс затратило люфтваффе на налеты на Москву, но при этом практически ничего не добьется. В Москве прекрасно понимали надвигающуюся угрозу и уже к 9 июля в распоряжении столичных сил ПВО имелось 602 самолета-истребителя, 1244 зенитных орудия различных калибров, свыше 330 зенитных пулеметов, 918 зенитных прожекторов, 124 аэростата и 6 станций обнаружения воздушных целей. Это была немыслимая по масштабам группировка, о которой могли только мечтать в Берлине или в уже пострадавшем от люфтваффе Лондоне.
Кроме того, в каждом районе города были созданы свои батальоны для спасения раненых и расчистки завалов. В каждом батальоне было от 5 до 8 рот. Москву тщательно маскировали. Улицы и скверы были разрисованы так, что сверху казались деревьями и крышами. Камуфляжем покрылись купола на соборах Кремля, а красные звезды башен и вовсе закрыли брезентом. Кварталами на дома вешали маскировочные сети. Стены Кремля превратились при виде сверху в обычные жилые дома. Узнаваемые здания дополняли новыми временными конструкциями, коренным образом меняя их облик. Даже на Москве-реке поставили паромы с макетами зданий, которые крепились ко дну якорями. Город окружила целая сеть фальшивых аэродромов, были построены «поддельные» нефтехранилище и семь заводов.
Вечером 21 июля в небо поднялись 220 гитлеровских бомбардировщиков. Они стартовали с аэродромов южнее и севернее Минска, Орши и Вильнюса. Первые колонны самолетов были засечены еще на подлете — в Смоленской области. Затем штаб ПВО получил подтверждение о надвигающейся опасности от радиолокационной станции под Можайском и от других постов. Навстречу вражеским стервятникам вылетели истребители, моментально рассеявшие стройные колонны бомбардировщиков. Многие из них сразу сбрасывали боезапас и уходили обратно. За эту ночь в небе над Москвой и в основном в Подмосковье было сбито 22 бомбардировщика. Немецкие самолеты пытались пробраться к Кремлю, городской ГЭС, зданию ЦК ВКП(б), к Белорусскому вокзалу и к заводу по производству пороха. Однако сопротивление истребителей, плотный огонь зенитных орудий и преобразившая город маскировка так и не позволили бомбардировщикам выполнить хотя бы одну глобальную задачу. Зенитные средства ПВО выпустили в эту ночь по целям 29 тысяч снарядов и 130 тысяч пулеметных патронов.
Конечно, были потери и у Москвы. Было убито 103 человека и еще 662 получили ранения. Возникли сотни очагов пожаров, которые оперативно тушились специальными отрядами и пожарными дружинами. Врагу удалось уничтожить четыре небольших предприятия, нанести ущерб трамвайной станции, складу стройматериалов и жилым домом. Но это было далеко не то, на что рассчитывали Гитлер, Кессельринг и Лерцер.
Гитлеровские летчики жаловались своим командирам, что налеты на Москву во время войны были самыми сложными: «Зенитный огонь был очень интенсивным и вёлся с пугающей кучностью». Был под впечатлением и американский летчик Джон Алисон, обучавший наших пилотов полетам на поставленных СССР самолетах. Он писал после войны, что нигде и никогда больше не видел такого плотного зенитного огня и количества прожекторов.
Уже 24 июля Президиум Верховного Совета СССР наградил за отражение первого вражеского налета на Москву 81 военнослужащего. Особо были отмечены летчики Титенков, Гошко, Мазепин и командиры зенитных батарей Клец, Турукало и Осалюк. Им были вручены ордена Ленина. Всем пожарным командам и отделениям милиции была объявлена благодарность.
Приобретенный в эту ночь опыт позволил сделать оборону ПВО столицы еще более надежной и это пригодилось, так как враг еще долго совершал налеты на столицу, но никогда не имел стратегического успеха. Во время бомбежки 23 июля одна бомба пробила тоннель метро, другая взорвалась у станции метро «Арбатская». Были попадания около Никитских ворот, у Никольской башни Кремля, рядом с домом на Набережной. Бомбы попадали в крышу Большого театра, в здание ЦК ВКП(б) на Старой площади, в площадь перед зданием обкома ВКП(б). При этом контузию получил первый секретарь Александр Щербаков. Больше всего погибших было 28 октября, когда авиабомба взорвалась на улице Горького рядом с Центральным телеграфом. Тогда запоздал сигнал воздушной тревоги — в октябре-ноябре немцы летали на Москву совсем уж с ближних аэродромов.
Обычно сигнал был вовремя и он спас тысячи жизней. По всей Москве работали сотни бомбоубежищ, а в одно большое бомбоубежище превратился столичный метрополитен. Места в вагонах отводились матерям с маленькими детьми. Остальных москвичей размещали на платформах и в тоннелях. В метро работали свои медпункты, библиотеки, кружки по интересам, здесь читали лекции и устраивали торжественные мероприятия. До марта 1943 года в метро Москвы во время воздушных тревог появились на свет 217 москвичей.
«Памятником» варварству фашистских захватчиков и напоминанием о доблести наших военнослужащих ПВО стал появившийся в августе 1941 года на площади Свердлова (ныне — Театральная) сбитый немецкий самолет «Юнкерс-88» из 6-го воздушного флота. Он был сбит на подлете к Москве в Московской области — у деревни Дуплево Истринского района.
Сегодня в парке «Патриот» можно увидеть не только орудия, отражавшие немецко-фашистские налеты на Москву, но и проследить весь ход усовершенствования средств ПВО. Например, здесь экспонируется зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2, выпускавшаяся во второй половине 50-х годов прошлого века. По-прежнему грозно смотрится принятый на вооружение в 1955 году зенитно-ракетный комплекс С-25. Это был первый ЗРК, принятый в СССР на вооружение ПВО. Именно такие установки в свое время стояли вокруг всей Москвы и позже на местах их дислокации удалось дешево и сердито организовать МКАД. Есть в «Патриоте» и комплекс С-125, ставший в СССР первым передвижным. Эти комплексы принимали участие в боевых действиях в Анголе, в Сирии, Ливии, Ливане, Ираке, Перу, а 27 марта 1999 года офицер югославской армии Сенад Муминович сбил из него американский самолет-бомбардировщик F-117А...
Каждый год посетители форума «Армия» видят новинки ПВО от ВПК страны. Прошлогодний форум увенчался подписанием контракта между Минобороны России и Концерном ВКО «Алмаз-Антей» на поставку в войска новейшей системы ПВО С-500. Она способна поражать все имеющиеся и разрабатываемые средства воздушно-космического нападения на всех высотах и при любой скорости. Что-то новое увидят скоро и посетители форума «Армия-2023»...
Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".