Самые громкие случаи школьной стрельбы в России
Министерство образования России разработало инструкцию по поведению в случае вооруженного нападения. Издание «Вести Подмосковья» вспомнило все громкие случаи стрельбы в школе.
Инструкция
Министерство образования и науки России совместно с научным и экспертным сообществом в области безопасности разработало инструкцию, как вести себя в случае вооруженного нападения на образовательное учреждение. Сигналом о нападении являются звуки выстрелов, взрывов, крики и вооруженные люди за окном или в коридоре. В первую очередь инструкция советует спрятаться. Если беда застала вас в кабинете — заприте двери и забаррикадируйте их. Не подходите к окнам и дверям, ложитесь на пол. Позвоните по номеру экстренных служб, проинформируйте друзей и близких о ситуации, но говорить надо тихо. Если вы видите сотрудников полиции, держите руки на виду, не делайте резких движений.
Старшая школа «Колумбайн»
Вооруженные нападения на учебные учреждения называются скулшутингом (от англ. «школьная стрельба»), часто они перерастают в массовые убийства. В отличии от случаев расстрела сослуживцев в армии, цели нападающих часто не конкретизированы, поэтому происходит беспорядочная стрельба. Также стоит отделять школьную стрельбу от террористических актов в школах (вроде захвата школы в Беслане).
Случаи стрельбы в школе получили название «колумбайн» из-за массового убийства в старшей школе «Колумбайн» 20 апреля 1999 года в американском штате Колорадо. Два ученика, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, при помощи стрелкового оружия и самодельных бомб убили 12 учеников и 1 учителя, ранили ещё 23, а затем застрелились.
В период существования Советского Союза информации о нападениях учеников на школы не зафиксировано.
Первый случай «колумбайна» и единственный случай школьной стрельбы в Подмосковье
Нападение на школу в подмосковной Ивантеевке 5 сентября 2017 года стало первым случаем в стране, когда нападавшим был подражатель убийц из школы «Колумбайн». Стрелком был Михаил П., на момент нападения ему было 15 лет, он обучался в образовательном центре г. Ивантеевка. Семья Михаила считалась благополучной,
РИА Новости публиковали противоречивые данные по факту отношений Михаила с одноклассниками. Одни сообщали о том, что он был замкнутым человеком, а одноклассники травили его. Другие — о том, что «ничто не предвещало» инцидента. Школьник интересовался оружием, родители сами подарили ему пневматическое оружие, с которым он и напал на школу, сообщали СМИ. Также он интересовался случаями стрельбы в школе. В социальной сети он был зарегистрирован под ником «Mike Klebold».
О планируемом нападении на школу было известно и знакомым, и одноклассникам. Среди причин отмечалось то, что у него сложились конфликтные взаимоотношения с некоторыми одноклассниками, а также учительницей информатики. Сообщалось, что о планах, якобы, было известно руководству школы, однако там его не восприняли всерьез.
5 сентября 2017 года Михаил пришёл в берцах и плаще на урок информатики, вооруженный пневматикой, секачом и пиротехникой. Учительница сделала ему замечание из-за внешнего вида и опоздания, выйдя вместе с ним в коридор. Затем Михаил ударил её секачом и выстрелил из винтовки в лицо (женщина выжила). Михаил вернулся в класс и начал взрывать пиротехнику (в СМИ противоречиво указываются как дымовые шашки, так и взрывпакеты), выкрикивая угрозы. Трое учеников выпрыгнули из окна и получили переломы и ушибы. Стрелка задержали сотрудники полиции и Росгвардии.
Михаила П. признали виновным по двум статьям УК РФ: покушение на убийство двух и более лиц, совершённое общеопасным способом, хулиганство с применением взрывчатых средств. Ему было назначено наказание в виде 7 лет и 3 месяцев лишения свободы в воспитательной колонии.
Первый случай школьной стрельбы с погибшими в России
3 годами ранее, в 2014 году в московской школе произошел другой случай. Он считается самым первым случаем «скулшутинга» в современной России. Сергею Г. на момент стрельбы было 15 лет. Он очень хорошо учился, хотел поступить в МИФИ. Отец Сергея, по
СМИ отмечали, что школьник учился в классе с уклоном в физику и математику. Поэтому «у него минуты свободной не было». Сам Сергей говорил одноклассникам, что вырос в очень православной семье. Согласно версии защиты, школьник был невменяем. В ходе допроса он сказал, что хотел доказать одноклассникам теорию солипсизма, а затем покончить с собой. По версии потерпевших, Сергей осознавал свои деяния, хоть возможно и страдал психическим расстройством, а на преступление его подтолкнули конфликты с родителями, учителями и одноклассниками. Сам Сергей отмечал, что конфликты с учениками и учителями были, но очень редко. Как считают в ряде СМИ, поводом для нападения послужили ссоры с родителями.
2 февраля 2014 года школьник узнал, где отец прятал ключи от сейфа с оружием. Утром он извлек из сейфа карабин и винтовку с патронами. Войдя в школу он миновал турникет, угрожая оружием охраннику, и прошел в кабинет, где шел урок географии. Школьник выстрелил в учителя из карабина, попав последнему в голову. Затем он навел оружие на класс, где находился 21 ученик. Далее он начал рассказывать свои соображения насчёт теории солипсизма, согласно которой, по его мнению, в мире существует только он один, а жизнь иллюзорна и является его сном. Подававший признаки жизни учитель скончался после произведенного второго выстрела в голову.
После вызова полиции охранником, на сигнал тревоги прибыл наряд вневедомственной охраны. Школьник открыл огонь по полицейскому, из-за чего тот скончался. Далее школьник ранил ещё одного полицейского. Всё это время школьник находился со взятыми в заложники в кабинете. Отец стрелка, надев бронежилет, зашёл в школу и уговорил сына отпустить одноклассников и сдаться.
Специалисты признали школьника невменяемым и поставили ему диагноз «параноидная шизофрения». Суд направил подростка на принудительное психиатрическое лечение в Смоленскую психиатрическую больницу для подростков. В 2017 году стрелок был переведён на амбулаторное лечение, после чего вернулся в Москву, сообщают СМИ.
Резня в Перми
После этого нападения на школы стали случаться всё чаще. 15 января 2018 года в школу Мотовилихинского района Перми ворвались двое с охотничьими ножами. В результате резни пострадало 15 человек – 12 учеников младших классов, учитель и сами нападающие.
Нападавшими оказались двое – 15 и 16 летние Александр Б. и Лев Б. Александр обучался в этой школе, но рос в неполной семье. Мужчина ушел из семьи 10 лет назад. Лев уже не учился в школе, но являлся выпускником. Согласно информации СМИ, школьник состоял на учете в психоневрологическом диспансере и часто травил одноклассников. Издание «Комсомольская правда» сообщала, что он в 2012 году избил девочку и двух мальчиков. Его перевели на домашнее обучение.
Оба школьника были поклонниками «колумбайна», выкладывали в социальных сетях фото с оружием, состояли в тематических группах, посвященных убийствам в школе. Один из них изменил место жительства и возраст на своей страничке, указав город и день рождения американского убийцы.
Как сообщила прокурор, после нападения на школу школьники пытались убить себя ножом, но не смогли выполнить это до конца. Из материалов дела стало известно, что у подростков «было желание противопоставить себя обществу и бросить вызов окружающим». Мотивом стал целый ряд причин, сообщал «59.RU».
Льва обвинили по 3 статьям УК РФ – покушении на убийство 28 школьников и учительницы, в разбойном нападении на охранника и поджоге школы. Судья вынес приговор – 9 лет и 8 месяцев колонии. Также он (а до 18 лет – его родители) выплатят более 10 миллионов рублей компенсации 26 потерпевшим.
Второго школьника, по сообщениям СМИ, сначала признали невменяемым. Официально, после лечения, его признали вменяемым. Он стоял у двери в класс и не давал детям убежать. За покушение на убийство 29 человек суд назначил ему 7 лет воспитательной колонии. Также ему назначили принудительное наблюдение у психиатра.
Педагогу, которая защищала детей от нападавших, присвоена медаль «За отвагу».
Нападение на школу в Улан-Удэ
4 дня спустя после инцидента в Перми, 19 января 2018 года в бывшем военном посёлке Сосновый бор г. Улан-Удэ ученик 9 класса напал с топором на учеников 7 класса, а перед этим при помощи бутылки с зажигательной смесью поджёг класс. Ранены 6 учеников и учитель. Сам нападавший был госпитализирован после попытки суицида. Ученики получили различные травмы, у девочки ампутировали палец, сообщали СМИ.
Причинами нападения в СМИ назвали проблемы в школе и в личной жизни. Также в числе причин отмечают месть учительнице, которая поставила несправедливую оценку. Некоторые СМИ отмечали, что школьник – сын военного. В СМИ отмечали, что ученик увлекался идеями нацизма и «АУЕ» (признана в РФ экстремистской организацией), а также у него было двое соучастников. Двое приговорены к лишению свободы, третьему назначены принудительные меры медицинского характера.
Резня в Стерлитамаке
18 апреля 2018 года состоявший на учете у психиатра 17-летний ученик 9 класса ворвался в класс и воткнул несколько раз канцелярский нож в спину одноклассницы. Травмы также получила учительница, которая пыталась защитить школьницу. Затем школьник поджёг класс и пытался покончить с собой. Одна девочка выпрыгнула в окно и получила травмы. Всего пострадало 4 человека.
В СМИ размещалась информация о том, что школьник был замкнут и страдал от травли.
Издание
Массовое убийство в Керчи
Данный случай вошёл в историю как крупнейшее по количеству жертв массовое убийство в школьном заведении в новейшей истории Европы (не считая Беслана).
17 октября 2018 года 18-летний студент 4-курса колледжа в Керчи Владислав Р. заложил бомбу в столовой и открыл беспорядочную стрельбу, а затем застрелился. Погиб 21 человек (включая нападавшего), 67 ранено.
Семья стрелка была в разводе. Незадолго до убийства он купил ружье, патроны, получил разрешение и прошёл курс обучения. Ряд СМИ связали действия нападавшего и его внешний вид с «Колумбайном». Председатель СК РФ Александр Бастрыкин высказался о возможных мотивах стрелка. По его словам, причиной стрельбы послужили унижения однокурсников.
Стрельба в колледже в Благовещенске
14 ноября 2019 года студент Даниил З. устроил стрельбу из ружья в Амурском колледже. После перестрелки с полицейскими нападавший застрелился. В результате было ранено 3 человека, а один студент погиб.
19-летний студент рос в полной семье, по сообщениям СМИ был спокойным. Ружье ему купил отчим, так как хотел вместе с ним пойти на охоту. Генпрокурор Игорь Ткачёв сообщал, что призывная комиссия в Благовещенске знала о склонности студента к суициду, однако из-за инструкций те не могли разглашать эти данные. Причиной нападения в СМИ назвали конфликт между сверстниками.
Массовое убийство в Казани
11 мая 2021 года в результате взрыва и стрельбы в гимназии в городе Казань погибло 9 человек, ещё 32 пострадало. Из них – 7 учеников в возрасте от 14 до 15 лет и 2 учителя.
В убийствах подозревается 19-летний Ильназ Г., выпускник гимназии. В 2017 году он поступил в колледж, 2021 год был для него выпускным, но за пропуск экзаменов его отчислили. Затем от него уехали все родственники, и он остался в квартире один. Он получил лицензию на оружие, оформил охотничий билет и приобрел ружье и патроны (несмотря на то, что у него было заболевание головного мозга). Дома у него обнаружили предметы, с помощью которых он делал самодельные взрывные устройства.
Ряд СМИ этим летом сообщили о том, что стрелка признали невменяемым, однако СК РФ сообщил, что официальные результаты экспертизы ещё не опубликованы. Летом 2021 года он находился в психиатрической больнице «Бутырки». Срок ареста стрелка продлили до 11 января 2022 года, сегодня стало известно, что его перевели в СИЗО «Кресты».
Массовое убийство в Перми
Недавнее преступление, совершенное на территории Пермского государственного университета. В результате нападения было убито 6 человек, ещё 47 ранены.
Подозреваемый – студент первого курса юрфака Тимур Б. На странице в социальной сети он рассказал, как получил оружие, как выбирал место атаки и другие подробности. По сообщениям в СМИ, отец подростка служил в горячих точках, а сами родители давно в разводе.
20 сентября 2021 года к корпусу ПГУ подошёл человек с ружьем в руках. Он ранил охранника и продолжил стрелять по людям. Погибло 6 человек. Нападавшего обезвредил младший лейтенант ДПС. Он вместе с напарником первым оказался на месте преступления. Стрелок был ранен и в тяжелом состоянии доставлен в больницу. Там ему ампутировали ногу из-за образовавшихся тромбов.
В отношении подозреваемого возбудили уголовное дело по статье «Убийство двух и более лиц». Сегодня появились его фотографии. Молодой человек в окружении четырех полицейских с ампутированной ногой сидит в инвалидном кресле и даёт показания. Ему уже избрали меру пресечения – заключение под стражу до 13 декабря. Также сегодня стало известно, что подозреваемый полностью признал свою вину.
Как можно пресечь появление стрелка?
Психолог Алексей Чудочкин отмечает, что каких-то определенных признаков склонности школьника к подобным поступкам нет: «Нет таких однозначных сигналов. Учителям и родителям надо понимать: чем живет ребенок? Что у него на душе? Но учителя озабочены своими предметами. У них нет времени на «воспитание». А родители это как раз те, кто и создает внутренний конфликт у ребенка».
Психолог и эксперт по вопросам детской и подростковой психологии Юлия Холодова указывает, на что можно обратить в поведении ребёнка (при этом важно, что данные проявления носят систематический характер):
- Агрессия в школе: драки, толкание, подножки.
- Ругательства, повышение голоса, обвинения, враждебность к окружающим.
- Распускание слухов и клевета.
- Импульсивные действий – разбрасывание вещей или истерика, направленные на привлечение внимания.
- Сложности с выражением эмоций.
- Высокая обидчивость.
- Высказывания связанные с ненавистью к другим людям, желанием мести.
- Агрессия в интернете – травля, рассылка оскорблений, распространение унижающих фотографий и видео.
- Аутоагрессия – нанесение себе порезов, высказывания о самонаказании, собственной никчемности, суицидальные наклонности.
«Также важно обратить внимание на: замкнутость, сложности в общении с одноклассниками, опыт буллинга, высокую тревожность, крайние проявления (высокая или низкая) самооценки», - отмечает Юлия Холодова.
Как же можно пресечь это?
«Нужно восстанавливать воспитание в школе. Нужны люди которые будут не только читать свои предметы, но прежде всего думать о воспитании. О развитии ребенка. Будут держать с ребенком и с семьями контакт. Если бы у детей была бы возможность откровенно поговорить с кем-то из взрослых и знать что это останется тайной от общества и от родителей положение стало бы исправляться. Таким человеком мог бы быть школьный психолог. Но их очень мало», — отмечает Алексей Чудочкин.
Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".