Северный морской путь остался без Севсиба
Доктор экономических наук, профессор Елена Румянцева проанализировала причины, по которым правительство РФ посчитало нецелесообразным строительство Северно-Сибирской железной дороги.
«История разработки проекта строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали ведет свое начало с 80-х годов прошлого века. Изначально было разработано пять вариантов магистрали. Целесообразность осуществления проекта и его окупаемость представлены в нескольких документах, принятых в период с 1980 по 2025 годы. В том числе, на государственном уровне. В марте 2024 года было подсчитано, что проект обойдется в 8 трлн рублей, а в конце 2025 года уже называется цифра в 50 трлн рублей.
Прошло меньше двух лет, а разница в оценке стоимости строительства огромная. Сам проект так и не был опубликован, поэтому нет возможности проверить из чего сложилась такая сумма затрат. Обычно прорабатываются несколько вариантов, из которых выбирается самый эффективный и экономный.
Строительная отрасль сегодня является одной из низкопроизводительных в России. Для нее характерна завышенная стоимость работ, которая зачастую рассчитывается по индивидуальным расценкам. По мнению экспертов, российский строитель в среднем работает в два-три раза медленнее, чем его зарубежный коллега. Если вспомнить историю, Беломорская железная дорога строилась силами заключенных Белбалтлага в 1931–1933 годах. На БАМе трудились миллионы людей, включая заключенных в тридцатые годы прошлого года, военнослужащих, инженеров и железнодорожников, а также комсомольцев, которых привлекли к строительству в рамках «всесоюзной ударной комсомольской стройки» в 70-х годах. То есть, рабочая сила была намного дешевле. Сегодня же выясняется, что «вытянуть» Северо-Сибирскую железнодорожную магистраль из-за высокой оплаты труда наемных рабочих не представляется возможным.
Можно лишь посетовать на то, что пространственное развитие России стало заложником борьбы политических группировок за финансирование различных конкурирующих между собой проектов с завышенной стоимостью. Проект строительства Севсиба в этой ситуации оказался наименее пробивным. Много лет доказывали необходимость этой магистрали и ее давно должны были построить. Вместо этого проект попал в категорию «нецелесообразных». При этом не раз подчеркивалось значение Севсиба для обеспечения грузами Северного морского пути. То есть, эта дорога нужна.
Очевидно, что если значимость проекта доказана, то требовалось найти более гибкие варианты его поэтапной и экономичной реализации, чем просто отказ в представленном дорогостоящем варианте. Возможно, имеется необходимость в расширении круга специалистов, занимающихся оценкой данного проекта и поиском наиболее эффективного решения», — считает Елена Румянцева.
Выросшая стоимость реализации проекта Севсиба до 50 трлн рублей объясняется сложными геологическими условиями. При этом все инвестиционные программы РЖД на 2026 год не превышают 1 трлн рублей. Совет по вопросам развития Сибири при Совете Федерации обосновывал необходимость строительство железной дороги созданием дополнительного транспортного коридора для экспорта угля из Кемеровской области и других сибирских регионов, что позволило бы перераспределить нагрузку на перевозки и соединить Транссиб с Северным морским путем.
Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".