Спастись от мусора: хроника подмосковных протестов
Общая площадь свалок в Подмосковье без учёта нелегальных – 1500 Га. Многие из них расположены рядом с жилыми районами. В последние годы из-за реформ число легальных полигонов резко сократилось – это привело к увеличению нагрузки на оставшиеся.
Последний год тысячи жителей Московской области борются с надвигающейся экологической катастрофой – пишут обращения, организовывают инициативные группы, инициируют проверки, выходят на уличные протесты. В феврале-апреле ситуация стала ещё более напряженной. По области прокатилась волна массовых митингов. Проблема сдвинулась с мертвой точки, но до окончательного решения ещё далеко.
Эпицентры протеста
Волоколамск (Ядрово). Открыт в 1979 году. Компанией-оператором полигона является общество с ограниченной ответственность «Ядрово», которая в свою очередь принадлежит Волоколамскому муниципальному району (25% доли в уставном капитале) и ООО «ЦМПТ» (75% доли в уставном капитале). В свою очередь доли ООО «ЦМПТ» в равных пропорциях, по 25%, распределены между следующими физическими лицами: Волошин Алексей Львович, Конопко Анна Валерьевна, Кошкин Виктор Викторович, Антонович Александр Николаевич. В 2013 году был согласован проект реконструкции свалки в полигон ТБО, разработанный в 2011 – с приходом новых владельцев. Мощность Ядрово была увеличена с 20 до 200 тысяч тонн. в 2017-м мощность
Протесты против полигона «Ядрово» усилились в конце февраля. А 21 марта из-за очередного выброса ядовитого газа несколько десятков школьников обратились в больницу с жалобами на плохое самочувствие. Результатом ежедневных встреч протестующих жителей и местных властей стала отставка главы Волоколамского муниципального района – Евгения Гаврилова и назначение и. о. главы района Андрея Вихарева, обещание властей ввести ЧС в городе и рекультивировать зловонную свалку. На митинге 1 апреля на главной площади города собрались по разным оценкам от 3 до 6 тысяч человек. Люди требовали закрытия зловонной свалки, отставки губернатора Андрея Воробьёва и свободных выборов.
Коломна (Воловичи) Существует с 1990 года. Площадь – 22 Га. Проектная мощность – 100000 тонн в год. С июня 2017 года начал принимать мусор из Москвы и других городов области.
Активная стадия протеста в Коломне началась 25 марта – после выброса свалочного газа на полигоне «Воловичи». Жители Коломенского района называют свою акцию бессрочной – сменяющие друг друга группы инициативных граждан дежурят у полигона, блокируют или ограничивают въезд машин с мусором.
Вечером 28 марта ОМОН начал оттеснение и задержания протестующих — всего около 20 человек. Сейчас жители продолжают дежурство у дороги к полигону и на протяжении всего дня. Как сообщает местный активист Вячеслав Егоров, количество человек на посту «ночью 5-10, днем-вечером до 30, но как показал прошлый понедельник, когда была информация, что машины вновь могут пойти, при необходимости 250-300 человек всегда готовы прийти на помощь и отслеживают оперативную обстановку по чатам и каналам Телеграм и ВК».
Источник: группа «Нет свалке Коломна»
Клин (Алексинский карьер). Существует как свалка с 1993 года. Формально закрыт в 2013 году в связи с заполнением. Продолжает функционировать как нелегальная свалка, точные данные о количестве мусора неизвестны.
Протесты начались в октябре 2017. Один из последних митингов 4 марта,
Протесты также проходят в других городах Подмосковья: Тарусе (там в феврале 2018 года начал работать мусороперерабатывающий завод), Тучково (где действует нелегальная свалка), Воскресенске, Наро-Фоминске, Сергиев-Посаде (в этих городах собираются строить мусоросжигательные заводы), Серпухове (полигон «Лесная»).
Аресты и обыски
Подобная активность граждан естественно наталкивается на ограничительные меры со стороны властей.
В настоящий момент под арестом находятся два активиста, организатора многотысячного первоапрельского митинга в Волоколамске – Артём Любимов и Андрей Жданов. Из пятнадцати суток заключения им осталось отбывать под стражей семь. Артём Любимов сразу после задержания объявил голодовку и продолжает её до сих пор.
Вероятно, что арест «лидера протестов» Любимова неслучаен. Адвокат Любимова, Александр Тюрин, прокомментировал для «Вестей Подмосковья» ситуацию с задержанием: «Все прекрасно знали, что он будет участвовать в митинге, и будет участвовать активно. И сделали из его какого-то мученика. Зачем это сделали – непонятно, никакого неповиновения он не оказывал». Любимов был задержан 31 марта и арестован 2 апреля за неповиновение сотрудникам полиции. Жданова задержали 1 апреля за организацию протестного автопробега по Новорижскому шоссе (что было признано действиями, повлёкшими «создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры»)
И Артём Любимов, И Андрей Жданов – предприниматели. После их арестов СМИ стало известно о проверках, проведёнными сотрудниками МВД в офисах активистов. Из магазина косметики «Рим», которым владеет Жданов, изъяли часть продукции. Обыски также прошли на одной из автомойки в Волоколамске, которой владеет ещё один активист мусорных протестов –Рамазан Байрамов.
Телеграм-канал «На Ламе», следующий за протестными акциями, сообщает, что в ходе операции сотрудники МВД и других ведомств изъяли «все документы» и рабочий компьютер. Кроме того, сотрудник мойки, гражданин Узбекистана был задержан для дальнейшей проверки документов, удостоверяющих право находиться на территории страны. Сейчас, как сообщается на сайте правозащитного проекта «ОВД-Инфо» автомойка закрыта.
Показательны также и другие точечные санкции. 4 апреля активист уже другого – коломенского – протеста Вячеслав Егоров сообщил проекту «ОВД-Инфо» о проверке одной из его записей в социальной сети «Фейсбук» на экстремизм. 23 февраля своей странице Егоров обратился к властям, чтобы привлечь их внимание к проблеме свалки «Воловичи».
О давлении рассказал также Глава Серпуховского района Московской области Александр Шестун. В видеообращении к жителям, опубликованном 6 апреля Шестун сообщил об угрозах из-за согласования митинга против свалки «Лесная». Власти грозятся завести «сфабрикованное уголовное дело» и «требуют не участвовать в выборах главы района в сентябре 2018 года». По словам Шестуна, угрозы поступали, в том главы администрации губернатора Московской области Михаила Кузнецова.
Источник: Влада Русина — YouTube
Результаты и перспективы
Конструктивного разговора все-таки удалось добиться. Стихийно организованные комитеты инициативных граждан, представители власти и полигонов устраивают встречи, «штабы» и согласовывают стратегию дальнейших действий.
В Коломне, Волоколамске, Клину остановлены ограничения на максимальное количество ввозимых машин – «мусор не идёт», для контроля на полигонах установлены видеокамеры, дежурят патрули местных жителей. Однако местные жители уверены, что это пока единственный действительный результат.
Как сообщают в Министерстве экологии и природопользования Московской области, программы рекультивации свалок, включая очищения фильтрата, составлены. Однако встаёт естественный вопрос: куда будет поступать мусор? Жители Волоколамска, например, уверены, что после показной рекультивации первого зловонного тела полигона, рядом будет организован второе. Планируется очередной (согласованный) митинг, который 14 апреля пройдет во многих районах области.
«Мусорная реформа» – одна из причин экологической катастрофы
Реформа длится уже почти десятилетие. В 2011 году началась работа по изменению законодательства в области обращения с отходами. Тогда была введена РОП – расширенная ответственность производителя (последующая утилизация ими товаров в соответствии с нормативом). Но решить, куда будет поступать сумма РОП (около 300 млрд руб. в год): в госбюджет или в некоммерческую саморегулируемую организацию, объединяющую операторов в сфере обращения с отходами – в правительстве не смогли.
В 2014 году компромисс между полным саморегулированием отрасли и тотальным бюрократическим контролем сверху был найден. Был принят федеральный закон «Об отходах производства и потребления», оставляющий деньги от экологического сбора в бюджете, а регионах на конкурсной основе выбрать оператора по обращению с отходами. Кроме того, вводилось понятие «территориальные схемы», на которых должны быть указаны все объекты по сортировке, переработке и утилизации мусора. Между понятиями и практикой образовался разрыв, многое осталось непонятным и недоработанным. Но был взят однозначный курс на сокращение полигонов.
За последние пять лет в Подмосковье закрыли 24 полигона из 39. В этом году подмосковные власти обещают рекультивировать другие закрытые полигоны – «Каширский», «Быково» и «Электросталь». Мусора, конечно, меньше не стало – нагрузку распределили по оставшимся.
Почему полигоны — это плохо для экологии?
Экологически организации, эксперты, местные жители уверены: полигоны — это плохо. Попробуем разобраться.
Во-первых, полигоны – источник загрязнения окружающей среды — почв, воздуха, подземных вод. Во-вторых, если полигон горит, то в воздух вбрасываются опасные токсичные вещества – например, диоксины. В-третьих, разделить мусор, попавший на полигон – невозможно, а значит, невозможна и дальнейшая его переработка.
О главной сложности «Вестям Подмосковья» рассказала эколог, к.г.н Татьяна Пузанова. Дело в том, что полигоны – это самый доступный и дешевый метод утилизации мусора. И строительство мусороперерабатывающих заводов, и предваряющая организация сортировки мусора – на всех стадиях утилизации от квартиры до завода – очень дорогостоящий и энергозатратный процесс.
Сейчас, согласно данным фонда «Общественное мнение» население в целом либо довольно организацией вывоза мусора, либо плохо осведомленно. Почти половина населения страны считают, что вывоз мусора организован хорошо, 40% – что удовлетворительно.
Источник: Фонд «Общественное мнение
Опросы показывают, что 68% населения не знают, где находится ближайший мусорный полигон, однако доля осведомлённых тем больше, чем меньше в населенных пунктах численность населения – там воздействия полигонов ощущают сильнее в силу их расположенности.
Однако проблема мусора имеет федеральное значение – это не исключительно проблема области. Не проблема, которую можно решить в ближайшее время.
Речь должна идти о серьезном реформировании федерального законодательства, создании сложно функционирующий инфраструктуры раздельного сбора мусора. Правильный сбор мусора должен стать обязанностью граждан. Для правильной утилизации мусора должны быть построены современные мусороперерабатывающие заводы. Экологическая культуру не могут сформировать частные локальные инициативы или точечные, ограниченные федеральные акциями. Необходимо систематическое решение вопроса на всех уровнях – в сознании граждан, в законодательстве, в инфраструктуре больших и малых городов.
Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".
Не знаю, как в других городах, но мы в Серпуховском районе порадуемся, если Шестуна на выборы не пустят. Все поля распродал, все сельхозземли, весь наш лес! Себе два дворца в лесу построил, а теперь эколога из себя строит... Это не потому, что он о природе заботиться, а чтобы привлечь к себе внимание. Потому что для него потеря власти — это потеря свободы!!!!!