Выбрать муниципалитет

Пн. 8 мар. 22:40

В 1936 году Сталин вернул в страну парламент

Почти 20 лет в государстве не было настоящего законодательного органа власти

В 1918 году в стране была принята Конституция РСФСР. Установленная ей избирательная система была многоступенчатой, а депутаты всероссийских съездов выбирались на губернских и городских съездах. На одного депутата приходилось 25 тысяч избирателей в городах и 125 тысяч — на селе. Запрещено было участвовать в выборах эксплуататорам и лицам, которые живут на нетрудовые доходы, частным торговцам, служителям культа, бывшим полицейским, членам царствовавшего дома, умалишенным и осужденным. Голосование являлось открытым, а к началу 20-х годов в государстве уже установилась однопартийная система. Всероссийские съезды имели формальную роль и назвать этот орган власти законодательным можно лишь условно.

В 1936 году в СССР приняли первую общесоюзную Конституцию, которая внесла революционные изменения в системы управления органами власти государства. После закрытия Государственной думы в 1917 году в стране по сути не было законодательного органа власти. Теперь он появился снова под новым названием — Верховный Совет СССР. 

Впервые в стране Советов, да и на территории шестой части суши вводилось прямое избирательное право для всех граждан, которые достигли 18-летнего возраста. Исключение делалось только для душевнобольных и лишенных избирательных прав судом. Верховный Совет СССР избирался путем тайного голосования граждан. 

Верховный Совет учреждался из двух палат, имеющих совершенно равные полномочия — Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза выбирался всем населением страны по избирательным округам, а в Совет Национальностей проходили 32 депутата от каждой союзной республики, 11 — от автономных республик, 5 — от автономных областей и по одному — от каждого автономного округа. Подразумевалось, что палаты могут иметь между собой разногласия, которые решались на специально созданной согласительной комиссии. Законом допускался роспуск состава Верховного Совета и назначение новых выборов, но за все время существования законодательного органа до 1991 года эта мера так и не была применена. Принять такое решение мог Президиум Верховного Совета СССР с 1938 года. 

Выборы 1 созыва прошли 12 декабря 1937 года, а первая сессия открылась ровно через месяц уже в 1938 году. Народ дружно избрал 1143 депутатов практически при отстуствии альтернативы в округах и почти единогласно. Впрочем, некоторые депутаты, несмотря на такое «доверие» народа, вскоре были расстреляны в рамках нескольких уголовных дел. В конце работы первого созыва началась Великая Отечественная война, поэтому полномочия депутатов были автоматически были продлены и следующие выборы состоялись только в начале 1946 года. До этого времени не дожили многие из депутатов 1 созыва. Многие погибли на войне, другие были репрессированы в конце 30-х, третьи просто скончались по естественным причинам. В дальнейшем таких сбоев в работе Верховного Совета, по понятным причинам, не было. 

С 1974 года депутатов Верховного Совета стали выбирать не на четыре года, а на пять лет. До выборов в трудовых коллективах проходили собрания, на которых выдвигались кандидаты в депутаты. В одном округе выдвигались один или два кандидата. Но в случае, если кандидатов было двое, то один из них обязательно являлся высокопоставленным советским чиновником — генеральным секретарем, председателем Совета министров, министром или секретарем ЦК КПСС. Второй кандидат был «местным», но тоже часто представителем партийной или управленческой элиты. Впрочем, немало было Героев Социалистического труда и передовиков производства. Затем один из кандидатов снимал свою кандидатуру (это были представители высшей власти) и в бюллетене оставалась одна фамилия. Избирателю предстояло проголосовать «за» или «против» него. Чтобы одобрить кандидатуру, было достаточно бросить в урну незаполненный бюллетень, а для голосования «против» было необходимо пройти в кабинку и зачеркнуть фамилию кандидата. Понятно, что эта опция почти никогда не работала. 

Верховный Совет собирался в Кремле на сессии два раза в год. В остальное время главным законодательным и распорядительным органом страны являлся Президиум Верховного Совета, чьи функции в Конституции определены не были, но чаще всего именно этот орган принимал самые важные стратегические решения. 

Формально именно Верховный Совет принимал такие известные законы, как о трудовой дисциплине (1938), о вредительстве при выпуске продукции (1939), о трудоднях для колхозников (1939), о прогулах и кражах на производстве (1940), о депортации народов во время войны, о принудительном труде в колхозах (1947). 

До 1946 года председателем Президиума Верховного Совета был Михаил Калинин, до 1953 года — Николай Шверник, до 1957 года — Климент Ворошилов, до 1960 года — Михаил Георгадзе, до 1964 года — Леонид Брежнев, до 1965 года — Анастас Микоян, до 1977 года — Николай Подгорный, до 1982 года — снова Леонид Брежнев, до 1984 года — Юрий Андропов, до 1985 года — Константин Черненко, до 1988 года — Андрей Громыко, до 1989 года — Михаил Горбачев. Затем Президиума как такого не стало и Совет возглавлял председатель, коим успели побыть тот же Горбачев и Анатолий Лукьянов. 

Далее последовали всем известные события, приведшие к развалу СССР и почти три года, до создания новой Государственной думы, законодательную миссию в России выполняли Верховный Совет и Съезд народных депутатов РФ.

Добавьте «Вести Подмосковья» в предпочтительные источники в Яндекс Новостях, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня
Комментариев нет
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии