Выбрать муниципалитет

Сб. 25 сен. 14:54

Выгоды социального предпринимательства

О том как предпринимателю помочь социально-незащищенным гражданам и при этом заработать да ещё и получить субсидии от государства предметно рассказывает учредитель ООО «ВЭИА», член московской «Деловой России» Виктория Налбандова
Фото: pixabay.com

Государство тратит внушительные средства и прикладывает огромные усилия, чтобы поддержать социально незащищённые группы населения. Ежегодно разрабатываются программы помощи инвалидам, матерям-одиночкам, многодетным семьям. 

В то же время в содействии нуждается малый и средний бизнес. Особенно в первые годы работы, когда руководителям приходится вкладывать ресурсы для развития компании и увеличения оборота.

В 2019 году Правительство России одним постановлением решило сразу 2 проблемы совершенно в разных направлениях. Согласно последней редакции 245-ФЗ официально принята формулировка социального предпринимательства. Это значит, что социально уязвимые группы граждан получили дополнительную возможность трудоустройства, а малому и среднему бизнесу оказана государственная поддержка.

За 3 года программа доказала свою эффективность в Москве и регионах, поэтому количество включённых в соцреестр организаций растёт. В 2020 году в нём были зарегистрированы 532 компании и индивидуальных предпринимателей. А за первый квартал 2021 года заявление на получение статуса социального предприятия подали ещё около 200 организаций. 

Субсидии социальных предприятий в Москве

Получив новый статус, многие компании ощутили значительную финансовую выгоду. Они смогли компенсировать часть затрат за счёт субсидии от столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития. Её размер на сегодняшний день достигает 1 млн рублей.

Распространяются субсидии на 4 категории расходов.

1. Покупка оборудования за свой счет без учёта НДС. Реально вернуть до 35% от стоимости оборудования отечественного производства, и до 25%, если оно изготовлено за рубежом. Условия распространяются на оборудование 3-10 амортизационных групп, причём оно должно обязательно использоваться на территории Москвы. Автомобили и другой транспорт оборудованием не считаются.

2. Покупка оборудования в лизинг. Размер компенсации также составляет до 35% лизинговых платежей без учёта НДС и распространяется на оборудование со сроком полезного использования 3 года и более.

3. Проценты по кредиту. Учитываются займы исключительно на развитие деятельности, в том числе покупку оборудования. Сумма компенсации рассчитывается в пределах ключевой ставки Банка России. Она увеличивается на 5%, если приобретено оборудование российского производства, однако не может превышать размер ставки по кредиту.

4. Коммунальные платежи. Возвращаются до 70% от суммы, которая рассчитывается за неполные 2 года: с 1 января прошлого года по 30 ноября текущего. Учитывается плата только за оплату коммунальных услуг коммерческой недвижимости. Услуги ЖКХ в программу не включены. 

Требования для получения субсидии

Заявки от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей тщательно проверяют на благонадёжность, чтобы исключить реализацию мошеннических схем за счёт государственного бюджета. 

Субсидии предоставляют только надёжным компаниям. Они должны быть зарегистрированы минимум за 6 месяцев до даты подачи заявки. У них не должно быть задолженности более 50 000 рублей по уплате налогов и сборов, обязательств по договорам о предоставлении субсидий из городского бюджета за последние 3 года, а также аналогичных заявок на получение субсидии.

В программе участвуют исключительно субъекты малого и среднего бизнеса. При этом налогоплательщик должен быть зарегистрирован на территории Москвы. Участие в компании иностранных юридических лиц не должно превышать 50 %.

Не могут получить субсидию предприятия в процессе ликвидации, банкротства или реорганизации. Исключение – присоединение к другому юридическому лицу с сохранением статуса МСП.

Кредитование на особых условиях для социально ориентированных СМП

В большинстве случаев развитие компании тормозится из-за недостаточного количества вложений. Далеко не все владельцы бизнеса готовы брать многомиллионный кредит, так как займы на юридическое лицо сопровождаются высокими рисками. Да и ежемесячные платежи часто оказываются неподъёмными для небольших фирм, особенно в нестабильной экономической ситуации. 

Включение в реестр социальных предприятий позволяет компаниям взять кредиты на более выгодных условиях. Московский областной фонд микрофинансирования предлагает предпринимателям пониженную ставку 4.25% годовых. На неё могут рассчитывать даже молодые компании после предварительной экспресс-оценки заявки. При этом максимальная сумма составляет 5 млн рублей.

Если для развития нужна более крупная сумма, можно воспользоваться услугами Московского областного Гарантийного фонда, который выступает поручителем компаний социальной направленности по поручению Правительства Москвы. Максимальная сумма поручительства составляет 42 млн рублей, а срок – до 5 лет. Плата за услуги варьируется от 0.75 до 1% годовых. 

Льготная аренда для социального предпринимательства

Внушительная часть затрат малого и среднего бизнеса уходит на аренду помещений, стоимость которой заметно выросла после перехода на исчисление налога исходя из кадастровой стоимости. Баланс восстановлен благодаря преференциям по арендным отношениям в рамках 245-ФЗ. 

Например, существует перечень государственного и муниципального имущества, которыми могут пользовать исключительно субъекты, образующие инфраструктуру города. К ним относятся и социальные предприятия Москвы, которые имеют право на скидку 50% при заключении договора аренды на срок от 5 лет. 

При этом ставка арендной платы фиксированная и составляет 4500 рублей за м2 для помещений площадью до 300 м2. Если площадь больше, арендовать их могут организации, ведущие деятельность в области здравоохранения и образования.

Кроме того, за субъектами социального предпринимательства в Москве установлено преимущественное право на выкуп помещений. Отчуждение возможно при соблюдении 3 условий.

— Беспрерывное пользование минимум 2 года.
— Отсутствие задолженностей по арендной плате.
— Включение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в реестр социальных предприятий.

Ещё одна возможность сэкономить на аренде предполагает участие в государственной программе «Рубль за квадратный метр». Правда, для этого потребуются собственные вложения. 

Периодические в столице проводятся особые аукционы для аренды зданий, которые необходимо за свой счёт отреставрировать и отремонтировать, после чего открыть в них поликлинику, детский сад или школу. В клинике дополнительно придётся организовать кабинет бесплатной медицинской помощи. А в детских учреждениях важно соблюдать нормы по нагрузке и регистрации по месту жительства.

Как только учреждение начнёт функционировать, арендатор переходит на льготную ставку 1 рубль за 1м2 в год. Срок аренды в этом случае составит 20 лет для медицинских организаций и 49 лет для образовательных. Таким образом, затраты на строительные и отделочные работы окупаются сполна. 

Снижение налогов для компаний социального предпринимательства 

Дополнительным бонусом для социальных предприятий стало снижение налоговой ставки. Для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей ИФНС представляет налоговые каникулы длительностью 2 года. А для компаний с упрощённой системой налогообложения доходы – расходы действует льготная ставка 10%, в то время как для других организаций она находится на уровне 15%.

Регистрация в реестре социальных предприятий

Чтобы получить статус социального предприятия, необходимо подать заявку в Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Сделать это можно дистанционно по электронной почте или в одном из Центров услуг для бизнеса.

К заявлению нужно прикрепить пакет документов.

1. Сведения о деятельности по производству товаров, работ или услуг, предназначенных для граждан социально уязвимых категорий.

2. Справка о доле доходов от указанной деятельности в общем объеме доходов по итогам предыдущего календарного года.

3. Отчет о социальном воздействии.

Для первой категории при трудоустройстве пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями и малоимущих потребуются дополнительные документы. Это копии трудовых договоров с ними, а также подтверждение, что сотрудники относятся к категории социально уязвимых граждан. При этом у сотрудников нужно взять согласие на обработку персональных данных. 

При подаче заявления дистанционно важно каждый документ подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.

Сложностей при регистрации и дальнейшем ведении деятельности, как правило, не наблюдается. Тем более Правительство Москвы обеспечивает многоуровневую поддержку предпринимателей, в том числе проводит консультации и профильное обучение. 

Также содействие социальным предпринимателям оказывает Центр Международного развития женского и социального предпринимательства ВЭИА. Практика показывает, что вполне реально сделать мир лучше, получив при этом коммерческую прибыль.

Добавьте «Вести Подмосковья» в предпочтительные источники в Яндекс Новостях, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня
Комментариев нет
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии