Завод самолетов Победы
Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина в подмосковных Химках — одно из тех легендарных предприятий, на котором ковалось оружие Победы в Великой Отечественной войне. Завод неразрывно связан с именем легендарного конструктора самолетов Семена Лавочкина. НПО — постоянный участник военно-технического форума «Армия».
«С гордостью можем сказать, что НПО Лавочкина внесло свой достойный вклад в Победу. Силами наших работников, тружеников тыла на фронт было поставлено более 22 тысяч самолетов-истребителей конструкции Семена Алексеевича Лавочкина. Наши конструкторы одержали свою инженерную победу над врагом, создав самые совершенные истребители того времени: Ла-5 и Ла-7, которые по своим тактико-техническим характеристикам превосходили самолёты врага. Это величайшая трудовая победа позволила обратить вспять наступление фашистских захватчиков», — отмечает генеральный директор АО «НПО Лавочкина» Владимир Колмыков.
Когда началась Великая Отечественная война, предприятие называлось авиазавод № 301 и было еще очень молодым — ему было всего четыре года. Вскоре мощности пришлось эвакуировать в Новосибирск на авиазавод № 301. Многие рабочие ушли на фронт и своих мужей, отцов и сыновей у станков заменили старики, женщины и подростки. Согласно режиму военного времени предприятие работало без выходных в две-три смены. Каждый специалист был на своем рабочем месте по 14-16 часов в сутки. Так, с конвейера в первый год войны сходили самолеты-истребители Як-1 и Як-7, а также детали для истребителя ЛаГГ-3.
Уже в апреле часть коллектива предприятия вернулась во главе с авиаконструктором Михаилом Гудковым в Химки. Опытное конструкторское бюро завода обосновалось в Горьком под руководством Семена Лавочкина под названием ОКБ-21. Перед конструкторами стояла задача разработать более мощные авиационные двигатели и улучшить аэродинамические формы самолета ЛаГГ-3. Вскоре удалось создать более усовершенствованную модель Ла-5. Этих самолетов было выпущено около 10 тысяч и они внесли свой вклад в общую Победу.
Ла-5 делался из дешевых и распространенных материалов, что имело тогда важное значение, но при этом имел высокие тактико-технические характеристики, был надежным и живучим. Первые полки Ла-5 полетели из Горького в сентябре 1942 года под Сталинград. Вскоре стало ясно, что самолет превосходит своих главных конкурентов — немецкие машины «Мессершмитт-109» и «Фокке-Вульф-190».
За создание Ла-5 Лавочкину в 1943 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Многие сотрудники ОКБ были награждены орденами и медалями. Пока в Горьком выпускали ЛагаГГ-3 и Ла-5, на старом месте завода в Химках днем и ночью ремонтировали пострадавшие в воздушных боях самолеты. Во время войны здесь успели наладить и серийную сборку истребителей семейства Як.
Работа над новой модификацией Ла продолжилась и в 1944 году ОКБ выпускает в серию Ла-7. Этот самолет уже назовут одним из самых лучших за весь период Второй мировой войны. Ла-7 развивал скорость 680 километров в час, а вооружение состояло из трех пушек калибром 20 мм. За годы войны было выпущено более 22 тысяч истребителей Ла и ЛаГГ. Это треть всех советских фронтовых самолетов-истребителей Великой Отечественной. Именно на этих самолетах летали Герои Советского Союза Иван Кожедуб, Алексей Маресьев и Кирилл Евстигнеев. За трудовой героизм и высокие производственные показатели коллектив ОКБ был награжден в 1944 году орденом Ленина.
Сотрудники предприятия приближали Победу и в тылу, и на фронте. В честь павших в боях в год 40-летия Победы, в 1985 году на территории НПО имени Лавочкина был открыт мемориал «Знамя». На нем увековечены имена 40 работников предприятия, погибших в боях за Родину. Здесь каждый год накануне Дня Победы собираются сотрудники завода, которые вспоминают и чествуют ветеранов. Также около производственных цехов установлен памятник самолету-истребителю Ла-5. У двух монументов всегда лежат живые цветы...
Сегодня НПО имени Лавочкина — ведущее предприятие российской ракетно-космической промышленности. Основная продукция — это космические аппараты и разгонные блоки для выведения этих аппаратов на орбиту. Предприятие входит в государственную корпорацию «Роскосмос», а новые разработки можно будет увидеть на Международном военно-техническом форуме «Армия-2022», который пройдет в подмосковной Кубинке с 15 по 21 августа.
Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".