Top.Mail.Ru

Выбрать муниципалитет

Вс. 28 апр. 07:13

Завод в Мытищах: от вагонов до танков и «Торов»

Предприятие было создано Саввой Мамонтовым еще в позапрошлом веке
Фото: mmzavod.ru

С 15 по 21 августа 2022 года в подмосковном Конгрессно-выставочном центре «Патриот» пройдет международный военно-технический форум «АРМИЯ-2022». «Вести Подмосковья» начинает серию публикаций об участниках этого форума из Московской области. Сегодня речь пойдет о Мытищинском машиностроительном заводе. 

В декабре 1895 года предприниматель Савва Мамонтов, дворянин Константин Арцыбушев и купец Александр Бари принесли в министерство финансов имперской России проект «Московского акционерного общества вагоностроительного завода». Меньше чем за месяц столь уважаемые люди получили разрешение на учреждение компании, а в 1897 году завод в Мытищах заработал. 

Учредители задумали строить вагоны и делать для них запасные части. Рынок сбыта уже был. Собственно завод и строился с расчетом потребностей Московско-Ярославской железной дороги, где одним из директоров правления был коллекционер живописи Арцыбушев. В 1903 году производство расширяется. Москва заказала заводу трамвайные вагоны и снегоочистители. Затем приближение Первой мировой войны обозначилось заказом от министерства обороны. В Мытищах начали выпускать полевые вагоны и платформы для перевозки военной техники. 

В 1926 году заводу пришлось первым осваивать выпуск вагонов для электричек. Именно тогда был открыт первый электрифицированный участок в стране. Это была дорога Баку — Сабунчи в Азербайджане, а три года спустя первая электричка стала «бегать» между Москвой и Мытищами. Также предприятие активно выпускало трамвайные вагоны. Эпохальным стал 1935 год, когда с конвейера начали сходить вагоны для только что заработавшего метрополитена Москвы. 

С началом Великой Отечественной войны производство переводится на военные рельсы. Завод получает номер 592 и делает корпуса для авиабомб и снарядов, а также платформы для зенитно-артиллерийских систем. Приближение фронта заставило эвакуировать предприятие на Урал. Цеха уехали в Челябинск и Усть-Катав. Часть рабочих продолжали работать и в Мытищах, делая бронеколпаки, противотанковые «ежи», гранаты, снаряды и ремонтируя боевую технику. Уже в апреле 1942 года мощности из Усть-Катава вернулись обратно. 

В начале 1942 года завод получает заказ на выпуск семи зенитных бронепоездов. Работы шли в полураскрытом и неотапливаемом сборочном цехе, а трудились здесь в основном женщины. Заказ был выполнен в срок. С марта был налажен выпуск корпусов и деталей для реактивных снарядов, также здесь собирали легкий танк Т-80.  Вскоре было запущено производство самоходной артиллерийской самоходной установки САУ-76, что и стало основной продукцией завода в годы войны. От производства танка Т-80 было решено отказаться в 1943 году. 

В год Победы на заводе освоили выпуск современных для того времени самоходных установок со счетверенными зенитными пулеметами и мощных гусеничных тягачей. Вклад предприятия в разгром немецко-фашистских оккупантов был отмечен страной — завод наградили орденом Отечественной войны I степени. Кроме того, предприятию оставили на вечное хранение переходящее знамя Государственного Комитета Обороны СССР. В годы войны коллектив завоевывал его в трудовом соревновании не один раз. 

В 1948 году предприятие получает название «Мытищинский машиностроительный завод». Этот год ознаменовался выпуском первой модели самоходной артиллерийской установки для авиадесантных войск АСУ-57. Она была создана под руководством главного конструктора завода Николая Астрова, занимавшему эту должность с военного 1943 года. Разработка АСУ-57, АСУ-85, ЗСУ-23-4 ЗРК «Шилка», арттягача АТП, шасси под ЗРК «Бук», Куб», «Тор» и «Тунгуска» — его заслуга. В 1976 он стал Героем Социалистического труда, трижды был лауреатом Сталинской премии, лауреатом Государственной премии, был награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Свою должность Астров покинул только в 1984 году в связи с выходом на пенсию.

В середине 50-х годов была создана уникальная для того времени зенитная самоходная установка «Шилка», а разработка современных шасси в 60-х годах позволила начать выпуск ракетного комплекса «Куб». Продукция предприятия пользовалась огромным спросом за рубежом. В 1966 году даже пришлось открыть новый цех, занимавшийся техническим обслуживанием машин, ушедших на экспорт. 

Завод работал не только на армию, но и на народное хозяйство. Еще в 1947 году началось производство самосвала ЗИС-ММЗ-05. В 70-е и 80-е годы прошлого века выпуск самосвалов составлял почти 50 тысяч автомобилей в год. В 1971 году за производство автомобильной техники ММЗ был награжден орденом Октябрьской революции. С 1972 года на предприятии освоили серийное производство грузовых прицепов к легковым автомобилям. Продолжалась сборка и вагонов для метро. В 1976 году правительство ЧССР наградило завод орденом Труда — как раз за поставку вагонов для метрополитена столицы страны Праги. 

В 1992 производство вагонов метро выделяется в отдельное предприятие, получившее название АО «Метровагонмаш», а Мытищинский машиностроительный завод продолжил свою историю. В 2016-2017 годах 100% акций завода было приобретено концерном «Калашников». Сейчас основу продукции составляет техника оборонного назначения, которую уже не раз видели посетители форума «АРМИЯ»» на протяжении многих лет. На сайте предприятия указывается, что главной продукцией предприятия являются гусеничные машины для монтажа боевых средств зенитно-ракетных комплексов «БУК-М1-2», БУК-М2», Тунгуска-М1» и Тор-М1».

Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".

Комментариев нет
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии