Гости ландшафтного парка «Митино» изучают события Первой мировой войны
С 8 по 12 июня в Москве уже в одиннадцатый раз проводится фестиваль «Времена и Эпохи». В этом сезоне перед горожанами и гостями столицы оживает история нашей страны: более 1,3 тысячи реконструкторов со всей России устраивают мероприятия, посвященные важнейшим датам и темам, переносят в атмосферу давно прошедших веков. Посетители всех возрастов участвуют в квестах и мастер-классах, смотрят концертные программы, наблюдают за воссозданными битвами, изучают уникальные предметы старины.
В этом году фестивальные площадки развернулись не только в центре города и на улицах административных округов, но и в парках. Так, корреспондент издания «Вести Подмосковья» побывала на площадке в ландшафтном парке «Митино». Благоустроенная природная территория на северо-западе столицы превратилась в мир событий Первой мировой войны. Вот среди по-летнему ярких деревьев разбиты лагеря: наши военные готовятся к бою. «Что ж вас в ваших университетах не учат, где право, где лево?» — журит командир солдат, собравшихся перед ним на траве, и показывает, как правильно обращаться с оружием. Одни, явно разморенные полуденным зноем, с прикрытыми глазами жуют травинку, а другие задают вопросы, не могут усидеть на месте. За этой сценой наблюдают гости парка, столпившиеся рядом на дорожке. Перед ними как будто открыт портал в совершенно другой мир.
По обеим сторонам парковой дорожки тянутся ряды специально оборудованных мест, где реконструкторы представляют разные тематические локации. Штаб, перевязочный пункт, точка сбора помощи для пленных воинов... Нашлось место и для военной техники того периода (разумеется, копий). Например, «Руссо-Балт тип С» — это первый серийный легкий пулеметный бронеавтомобиль Русской императорской армии. Именно из этих машин вместе с пушечно-пулеметными бронеавтомобилями на шасси «Маннесманн-Мулаг» и «Паккард» уже в августе 1914 года
Юные гости проявляют живой интерес: расспрашивают реконструкторов о предназначении тех или иных предметов, «режутся» с молодыми солдатами в настольные игры начала XX века, пробуют себя в письме чернилами. На одном из столов лежат бумажные полосочки, которые, если их собрать, превращаются в лица всяких важных господ: усы, шляпы, розовые щеки. Такая мозаика-фоторобот привлекала детей сто лет назад и не оставляет их равнодушными сегодня. Не отстают в любознательности и взрослые. Главный вопрос к реконструкторам звучит так: «Откуда у вас это все?». Одни предметы приобретены на аукционах, другие перешли по наследству, третьи являются копиями, созданными на заказ.
«Из Санкт-Петербурга на фестиваль «Времена и Эпохи» прибыла достаточно представительная делегация реконструкторов, которые занимаются эпохой правления императора Николая II и в частности Первой мировой войной. Санкт-Петербургские реконструкторы представляют гвардейские части (например, Лейб-гвардии Семеновский полк), армейские части (199-й пехотный Кронштадтский полк) Русской Императорской армии, а также англичан, французов и наших противников — это части кайзеровской Германии и части Австро-Венгрии. Я представляю полковника Лейб-гвардии Семеновского полка. Люди удивляются, мол, где же звездочки? У полковника не было звездочек, как и у капитана, и у ротмистра. Погоны с двумя просветами без звездочек — это погоны полковника», — рассказал изданию «Вести Подмосковья» доктор исторических наук, профессор кафедры истории и теории искусств Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Аранович.
«Мы показываем гостям, как работала медицинская служба начала XX века. Здесь у нас представлены подлинные предметы того времени: инструменты, аптечные пузырьки, «утки», поилки, ступки... Большая удача — найти для коллекции целый пузырек с рецептом и лекарством. А шприцы тогда были стеклянные, их использовали многократно и в качестве стерилизации кипятили. В иголку была вставлена проволока, на которой остатки крови от нагревания становились густыми, и приходилось шприц дополнительно прочищать», — рассказала Дарья Тимохина из клуба военно-исторической реконструкции «199-й Кронштадтский пехотный полк».
Рядом работает мобилизационный пункт, в который на проверку здоровья приходят новобранцы и затем определяются в полк. «Конечно, мобилизацией занимались губернские (уездные, городские) по воинским делам присутствия (учреждения), и это происходило не на линии фронта. Также важно отметить, что сестры милосердия по полю не бегали и раненых на себе не носили. Санитарами были только молодые люди. Раненых доставляли на перевязочный пункт, где проходила сортировка. Безнадежные получали обезболивающее и доброе слово. Легко раненым делали перевязку и отправляли в строй. Те, кому требовалась операция и дальнейшее лечение, попадали в госпиталь, который располагался в тыловом населенном пункте», — объяснила Дарья Тимохина.
«А здесь представлены инженерные инструменты, которые использовались во время Первой мировой войны как российскими саперами, так и немецкими. Например, есть две большие саперные лопаты: одна российская, вторая германская. Такие инструменты пехота возила в обозе, а саперы носили с собой в специальных чехлах. Лопаточная сталь оказалась настолько качественной, что ее со временем стали использовать для изготовления
Рядом с ним — реконструктор Георгий Яковлев, представляющий 18-й Саперный батальон Инженерных войск Русской императорской армии. Он привез на фестиваль из Санкт-Петербурга свою историческую коллекцию, в которой значатся и вышеупомянутые лопаты, и офицерский походный столовый набор (две емкости для первого и второго блюда, приборы и даже кофейник), и складная походная кровать конструкции генерала М.Е. Грум-Гржимайло. Доставать ее из недр палатки и собирать Георгий вызвался по просьбам собравшихся посетителей. Одна девочка даже отказалась идти смотреть лошадей, пока не увидит собранную кровать. В итоге из основы-гармошки, чехла и деревянных боковушек для его закрепления получилось спальное место длиной примерно 180 см, способное выдержать отдыхающего до 150 кг (понятно, что в Русской Императорской армии воины с такой комплекцией вряд ли присутствовали). Все детали после сна складывались в мешок и превращалась в набор весом не более 10 кг, который удобно носить с собой.
«Считалось, что инженеры особо не воюют. Но были команды (взводы) так называемых «топорников», которые шли в первых рядах атакующих частей при штурме вражеских позиций и прорубали проходы в инженерных заграждениях противника для своей пехоты. То есть инженеры при необходимости двигались впереди пехоты и расчищали ей путь. Уже 11 августа 1914 года такой подвиг
Кроме того, он продемонстрировал гостям фестиваля реплику противогаза Зелинского с маской Кумманта. Такие противогазы разрабатывались в течение 1915 года и пошли в серию с начала 1916-го. Как уточнил реконструктор, концептуально это первый настоящий фильтрующий
Посетители фестивальной площадки, которые активно общались с реконструкторами, почувствовали всю серьезность их подхода к делу. Каждая деталь на форме выверена в соответствии с документами, у каждого представленного предмета имеется подробная справка. Реконструктор Алексей Аранович поделился, что впервые надел историческую форму в 1989 году. «Мы приходим в этот мир на довольно непродолжительное время. А занятие реконструкцией позволяет проживать не только свою, но и жизни других людей, которые нам интересны. История — это не только наука, но и совокупность человеческих судеб», — добавил он.
Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".