Top.Mail.Ru

Выбрать муниципалитет

Сб. 27 апр. 19:43

На Дулевском фарфоровом заводе ежегодно выпускают около 10 млн изделий

Предприятие осуществляет полный производственный цикл
Фото: Илья Тушев / Вести Подмосковья

Подмосковные народные промыслы знакомы каждому: в наших краях появились расписные павлопосадские платки, жостовские подносы с пышными соцветиями, федоскинские миниатюры с удивительной детализацией, деревянные богородские игрушки по сказочным сюжетам. А еще на востоке Московской области уже 190 лет работает одно из крупнейших российских предприятий, где мастера создают уникальные сервизы, статуэтки, вазы и многое другое — Дулевский фарфоровый завод. Корреспондент «Вестей Подмосковья» познакомился с историей этого места и побывал на современном производстве. 

Из глубины веков 

История Дулевского фарфорового завода началась в далеком 1832 году. Терентий Кузнецов, выходец из Гжели, за двадцать лет до этого возглавил «фарфоровое» дело своего отца. С течением времени он решил расширить производство и построил новый завод на пустыре рядом с деревней Дулево Владимирской губернии — сейчас это территория подмосковного городка Ликино-Дулево. Построили цеха, привлекли мастеров, закипела работа, и вскоре Дулевский фарфоровый завод стал ведущим предприятием в своей отрасли. 

«Фарфоровая династия» продолжалась. Матвей Сидорович, внук Терентия Кузнецова, во время управления Дулевским заводом создал Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий, поспособствовал оснащению цехов современным французским оборудованием, приглашал к сотрудничеству известных художников, например, Михаила Врубеля. В 1902 году его внесли в почетный список поставщиков императорского двора. 

В 1918 году Дулевский фарфоровый завод, как и многие другие отечественные предприятия, был национализирован. Требовалось немало сил для сохранения традиций, дальнейшего развития производства, а потом и для восстановления мощностей после Великой Отечественной войны. В период с 1941 по 1945 годы на заводе выпускали не только, например, различные аптекарские и медицинские емкости, но и тематические произведения искусства. Так, в местном музее и сегодня можно увидеть гигантскую вазу «Победа» в исполнении скульптора Алексея Сотникова.

Уже в начале пятидесятых удалось подняться на довоенный уровень. Затем Дулевский фарфоровый завод получил высокую оценку на Всемирной выставке в Брюсселе, которая проводилась в 1958 году. Медали гран-при вручались представителям СССР за макеты спутников, самоходные комбайны, оборудования связи, а еще такой награды удостоился тот же дулевский Алексей Сотников за своего фарфорового «Сокола». Кстати, именно этот сокол с 1964 года является товарным знаком завода. 

«Даже в кризисные 90-е Дулевский фарфоровый завод устоял, потому что у руля был настоящий управленец — Михаил Борисов, возглавлявший предприятие 30 лет. В 2001 году президент РФ Владимир Путин вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени за сохранение завода. В двухтысячные единственная женщина-директор Наталья Захарова уберегла производство от рейдерского захвата, а после 2012 года новые собственники Эдуард Живцов и Вадим Безденежных принялись за возрождение лучших традиций. Были приобретены современные чешские и французские печи, куплена глазуровочная машина «Триплекс» для ровного розлива глазури по изделию», — рассказали «Вестям Подмосковья» в пресс-службе Дулевского фарфорового завода. 

Сохраняя традиции 

В наши дни Дулевский фарфоровый завод выпускает свыше 10 млн изделий в год — это различные столовые и чайные сервизы для особых случаев и ежедневного использования, художественный фарфор с традиционной ручной росписью, скульптуры со сказочными и бытовыми сюжетами. Так, в экспозиции музея среди прочих фигурок пятеро хирургов в белоснежных бликующих халатах суетятся над пациентом, лежащим на таком же белоснежном операционном столе. Дулевский завод ежегодно выпускает приблизительно две подобные крупные скульптуры. В процессе достижения идеального результата делается несколько одинаковых копий, которые потом идут на брак из-за сложности производства.

Кроме того, в музее можно увидеть фигурки, созданные в 2021 году, но максимально похожие на советских предшественников. Например, фарфоровая «Продавщица» готовится взвешивать товар на фарфоровых весах, а румяная «Кондитер» с засученными рукавами демонстрирует публике свой розово-белый торт. Столик, на котором он стоит, накрыт фарфоровой скатертью с традиционной дулевской росписью. Широкие мазки пастельных цветов соединяются в раскрытые бутоны, а золотистые прожилки добавляют детальности.

«На заводе изначально стремились взять за основу народное творчество и нашу самобытность. Так появился уникальный дулевский стиль под названием «агашка». По мнению исследователей, на производстве династии Кузнецовых трудилось много девушек и женщин по имени Агафья. Они расписывали изделия как раз широкими мазками кистью или даже пальцами. Их творения стали называть «агашками», — объяснили «Вестям Подмосковья» в пресс-службе Дулевского фарфорового завода. 

Невозможно оторвать глаз и от пузатых дружелюбных Олимпийских мишек, выстроившихся рядком на музейном стеллаже. Первый встречает посетителей с хлебом-солью, а его братья-близнецы заняты кто чем — один побеждает на ринге и получает золотую медаль, второй готовится отправлять мяч прямиком в ворота соперника, а третий просто улыбается гостям, что тоже немаловажно. За несколько лет до старта Олимпиады-80 Дулевский фарфоровый завод начал активно выпускать сувенирные фигурки специально к важному событию. Образ ласкового Мишки был придуман иллюстратором детских книг Виктором Чижиковым, а фарфоровые статуэтки воспроизводил дулевский художник Виктор Ропов. 

Детали производства 

Сегодня Дулевский завод осуществляет полный производственный цикл. Это единственное отечественное предприятие такого формата, поэтому внутри России крупных конкурентов у местного фарфора нет — ближайшие находятся в Беларуси. В цехах Дулевского завода трудятся сотни человек, превращающих фарфоровую массу в полноценное обожженное изделие. Современные печи с плитами помогли сократить процесс обжигания с 24 часов до 7. 

Как получаются обыкновенные тарелки и кружки? В гипсовые формы помещается часть обработанной массы. Вращающиеся элементы станка придают ей необходимый вид, и будущее изделие отправляется в сушильную камеру. Затем оно попадает в руки мастеров. Например, к чашке прикрепляются ручки, убираются неровности. А потом всю партию ждет первый обжиг, после которого изделия проходят дополнительную обработку. Второй обжиг необходим для окончательного формирования и появления зеркального эффекта глазури. 

«Наша задача — создавать линейки новых видов изделий, выпускать современные сервизы. Отрасль ведь тоже подвержена влиянию моды, покупатель становится все искушеннее. Сдерживает уровень развития технологий в стране. Пандемия и антироссийские санкции разрушили некоторые планы по закупке европейского оборудования. Но ситуация поправима — есть неплохие производители в Китае и Турции», — отметил генеральный директор ООО «Дулевский фарфор» Эдуард Живцов.

А в рамках мастер-класса получилось попробовать свои силы в росписи фарфора. Корреспондент «Вестей Подмосковья» вместе с другими участниками экскурсии получил в распоряжение тарелочку, кисточки и краски. Замелькали цветные пятна: кому-то захотелось воплотить в своем творчестве новогодний сюжет с елкой, кто-то во имя сохранения традиций принялся за «агашки». Нашлось место и отражению профессионального мастерства. На одной из тарелок появился заяц размером с дерево, а напротив него сразу была нарисована видеокамера — чем не громкий инфоповод? 

Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".

Комментариев нет
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии