Top.Mail.Ru
Вт. 23 дек. 17:25

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась международная выставка «Индия. Ткань времени»

Экспонаты демонстрируют прямую и косвенную связь индийской текстильной традиции и мировой моды
Фото: Илья Тушев / "Вести Подмосковья"

Во вторник, 23 декабря, в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» начинает работу международная выставка «Индия. Ткань времени», объединившая свыше 300 уникальных экспонатов. Образцы тканей, исторические одежды, современные костюмы, вышивки и картины позволяют познакомиться с развитием индийского декоративно-прикладного искусства и моды, а также найти ее отголоски в культуре других стран. 

В экспозиции представлены предметы из коллекции Национального музея ремесел в Дели, Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Музея Востока, Государственного исторического музея, Музея им. Андрея Рублева и РГУ им. А.Н. Косыгина. Кроме того, увлеченные посетители могут распознать костюмы российских и зарубежных дизайнеров, предметы из частных собраний и коллекций ведущих модных домов, на создание которых прямо или косвенно повлияла индийская текстильная традиция. 

Выставка разместилась в семи залах. Каждый посвящен отдельной теме, вплетенной в общую канву: хлопок, шелк, шерсть, вышивка, окрашивание, орнаменты, традиционная одежда сари. С порога посетителей окутывают мягкие цветочные ароматы, которыми пропитаны причудливые тканевые цветы. Переходя из зала в зал, словно листаешь классический модный журнал: в первом зале кратко описаны основные темы, раскрывающиеся по ходу осмотра экспозиции. 

Кураторами проекта стали шеф-редактор журнала «Теория моды», академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ Людмила Алябьева и хранитель индийской коллекции в Музее Востока Екатерина Шинкарева. «Мы не всегда можем сразу распознать, насколько глубоко индийское наследие проникло в наши повседневные гардеробы. В рамках выставки мы идем на смелые сопоставления и выявляем индийские следы в самых неожиданных контекстах», — отметила Людмила Алябьева. 

Например, на выставке получится узнать историю известного узорного мотива в виде изогнутого ростка или плода с закругленным концом. Его название «бута» происходит от персидского слова «буте», что в переводе означает «кустарник». Считается, что этот узор появился около 1700 года до н.э. в Вавилоне в качестве символа власти. Неизвестно, когда бута перекочевал в Индию, но с XVI века он начал активно применяться при декорировании кашмирских шалей. А с XVIII узор продолжил распространяться по миру: каждая культура дала ему свое наименование и вложила собственные смыслы. В Европе, например, бута закрепился в стиле хиппи, а в России его знают как «турецкий огурец» (нередко и как «индийский»). Читая открытые источники, можно отыскать непосредственное влияние на мировую моду: в начале восьмидесятых основатель модного дома Etro Джироламо Этро совершил путешествие по Индии и увидел там миндалевидные узоры, наносимые местными умельцами на кашемир. Впечатление впоследствии обрело формы коллекции декоративных тканей с орнаментом.

А еще в рамках выставки можно проследить историю самого известного материала, связанного с Индией — речь идет о хлопке, пушистый цветок которого примостился в экспозиции возле образцов. Хлопковые ткани появились в Индии еще за 3 тысячи лет до н.э. Мастера разработали технологии извлечения семян из плодов, прядения и ткачества, естественного окрашивания. Получались разнообразные изделия от плотного ситца до воздушного муслина. Особое внимание уделяется разным технологиям окрашивания, полной организации процесса вручную: продолжительная поэтапная работа над изделием придает, как было упомянуто в ходе экскурсии, свое сакральное звучание. Как рассказала куратор Екатерина Шинкарева, экспорт набивных хлопчатобумажных тканей в Европу произвел революцию в одежде и оформлении интерьера, послужил импульсом к развитию текстильной промышленности в XVII-XVIII веках. 

«Важно уточнить, что мы понимаем индийское влияние не в формате прямых цитат. Ни в коем случае не говорим, что конкретное платье создано под влиянием сари. Речь идет скорее о неявном, очень нюансированном, деликатном культурном трансфере, о духе времени, кодах и символах, путешествующих в контексте мировой культуры», — подчеркнули кураторы выставки.

Выставка «Индия. Ткань времени» открыта до 12 апреля 2026 года. Гостей ждут более тридцати мероприятий с участием российских дизайнеров и специалистов в области истории моды, кураторские экскурсии, мастерские для родителей с маленькими детьми, мастер-классы для подростков, лекции, дискуссии о коллекционировании и апроприации в мире моды. Кроме того, можно научиться завязывать сари и окрашивать ткань. 

Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".

Комментариев нет
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии