В Мытищинском историко-художественном музее почтили память участников Первой мировой войны
Военно-историческая реконструкция — не просто визуальное воссоздание событий для развлечения зрителей. Прежде всего это огромная работа, проделанная реконструкторами «за кадром»: для достоверного отражения ушедшей эпохи им приходится глубоко изучать подлинные документы, работать с биографиями и воспоминаниями, выверять мельчайшие детали своего образа: костюма, снаряжения, предметов быта, стиля поведения. Благодаря их желанию поделиться накопленными знаниями широкая публика может приоткрыть незнакомые страницы истории и узнать, чем жили наши соотечественники в разные века. Поэтому стоит посещать не только зрелищные фестивали с пиротехникой, всадниками и танками, но и камерные просветительские мероприятия, где на первом месте – наглядный рассказ в формате «живой истории» и личное общение.
В минувшее воскресенье, 21 апреля, в Мытищинском историко-художественном музее состоялся мини-фестиваль, посвященный 110-летию со дня начала Первой мировой войны. Несмотря на то, что до самой памятной даты (1 августа) еще несколько месяцев, будет правильным на протяжении всего юбилейного года вспоминать о тех грозных временах.
«Организовывать тематические мероприятия нужно в первую очередь для сохранения исторической памяти. Мы показываем, как выглядели участники событий, рассказываем о конкретных моментах. К тому же сегодня люди меньше читают и больше смотрят, а историческая реконструкция как раз помогает создать визуальный ряд и дополнить его живым рассказом. В истории нашего народа было много героических событий. В том числе на полях сражений Первой мировой войны, а не только в ходе Отечественной войны 1812 года или Великой Отечественной войны (1941-1945). Можно давать разные оценки Первой мировой, однако важно помнить — это было нападение внешнего агрессора на нашу страну. Народ участвовал в кровопролитных боевых действиях с внешним врагом», — поделился руководитель объединения военно-исторических клубов «Московская сводная добровольческая бригада» Олег Старков.
Сейчас в Мытищинском музее продолжает работать выставка «Женщина. Война. Милосердие», рассказывающая о том, как менялись судьбы девушек и женщин на фоне Первой мировой войны. С обзорной экскурсии по экспозиции и стартовал мини-фестиваль. Как оказалось, 2024 год связан не только со 110-летием со дня начала уже неоднократно упомянутой Первой мировой. В марте также отмечалось 180-летие со дня основания первой в России общины сестер милосердия — Свято-Троицкой. А еще 170 лет назад появилась Крестовоздвиженская община сестер милосердия, ставшая первым в мире женским объединением по оказанию помощи раненым бойцам.
На выставке представлены документы и фотографии, подлинные вещи сестер милосердия периода Первой мировой войны, благотворительные открытки, а также газетные статьи, воспевающие храбрость и стойкость женской души. Атмосферу дополняют письма и воспоминания сестер милосердия, озвученные юными корреспондентами радиожурнала «Голоса». «Именно с этими ребятами мы начали записывать радиопрограммы о сестрах милосердия. Стартовали с Крымской войны, потихоньку добрались до Первой мировой и поняли, что здесь получится отыскать великое множество материала. Отправились на блошиные рынки за газетами и нашли там не только газеты, но и открытки, документы, фотографии... Постепенно у нас набралась целая тематическая коллекция», — рассказала создательница выставки «Женщина. Война. Милосердие», журналист и коллекционер Мария Веснина.
Фото: Мытищинский историко-художественный музей
Она назвала выставку очень личной, очень женской. С этим трудно не согласиться — с фотографий и открыток смотрят совсем юные девичьи лица (помогать общему делу стремились с 16 лет), под стеклом лежат распашонки, сшитые сестрами милосердия для своих будущих детей в надежде на мирное послевоенное время. Стоит сказать, что сестра милосердия во время Первой мировой войны во многом отличалась от своей «коллеги» с фронтов Второй мировой. Например, в начале столетия девушки не вытаскивали раненых с поля битвы на себе, этим занимались мужчины-санитары.
«Ольга Близнюкова оканчивала Бестужевские курсы, была страшно влюблена и готовилась выйти замуж. Но грянула война: жених, будучи молодым инженером, ушел на фронт. Ольга прошла курсы сестер милосердия и отправилась следом. Она работала в санитарном поезде, не спала ночами, ухаживая за ранеными. В свободную минуту на дежурстве она шила себе приданое: детскую крестильную рубашку, чепчик, постельное белье, на котором сохранился штамп госпиталя, скатерть. Как раз на скатерти можно заметить иголку. Ольга воткнула ее в ткань, отлучилась от рукоделия и больше не притронулась. С тех пор иголка ждет свою владелицу, хоть и прошло больше ста лет», — такой проникновенной оказалась история одного из экспонатов, рассказанная Марией Весниной. Сестра милосердия Ольга Близнюкова пережила войну, ее жених тоже вернулся с фронта, и их судьбы вновь объединились.
Следующей масштабной частью мини-фестиваля стали выступления участников объединения военно-исторических клубов «Московская сводная добровольческая бригада». Реконструкторы представляли Лейб-Гвардии Кексгольмский Императора Австрийского полк, 3-й Тяжелый артиллерийский дивизион, 4-й Саперный Генерал-Адъютанта Графа Тотлебена батальон, Донскую пулеметную команду. При этом реконструкторы показывали не только форму тех частей, которые являются основным направлением воссоздания исторических костюмов клубов. Например, участник мероприятия Борис Бардыгин представил форму германских штурмовых частей образца 1916 года. Одетые по форме тех лет, реконструкторы с большим энтузиазмом рассказывали о военном костюме и предметах эпохи. Они создали свою экспозицию, органично дополнившую основную тематику выставки предметами экипировки и снаряжения, которые были разложены прямо перед гостями музея, так что все желающие могли разглядеть их и задать интересующие вопросы.
«Мы показываем на этой выставке форму и снаряжение различных родов войск и чинов, в том числе в наглядной динамике изменений в ходе войны, рассказываем посетителям об особенностях, в которых разбираются преимущественно специалисты. Именно знание подобных «мелочей» — бытовых, материальных или профессиональных — позволяет погрузиться в эпоху, глубже понять живших тогда людей, ощутить связь поколений и событий истории страны. Например, офицерское снаряжение Русской императорской армии образца 1912 года, которое было самым распространенным во всех родах войск в период Первой мировой войны, предполагало наличие специальных офицерских полевых сумок. В них носили карты, циркули, писчие принадлежности, уставы и наставления, а еще полевые книжки в обязательном порядке. В полевых книжках содержались бланки донесений на раскладывающихся оборотах. Одна из фишек этого исторического документа связана с известным выражением «аллюр три креста». Перефразируя: «Когда надо было сделать дело? Вчера!». Так вот, на самом деле этих крестов было максимум два. Ими обозначалась скорость доставки: один крест подразумевал обычную скорость («переменный аллюр»), а два креста указывали на способ доставки «как можно скорее»», — рассказал руководитель клуба военно-исторической реконструкции «4-й Саперный Генерал-Адъютанта Графа Тотлебена батальон» Владимир Вепринцев.
Фото: Владимир Вепринцев
Кроме того, помимо реплик, воспроизводящих вид исторического снаряжения и униформы (реплика противогаза Зелинского-Кумманта, солдатских ранцев и подсумков для частей различных родов войск), гости увидели восстановленные реконструкторами подлинные саперные и пехотные шанцевые инструменты фляги и котелки, которыми можно пользоваться и сегодня. Как объяснили участники мероприятия, в числе экспонатов были представлены и образцы «траншейной артиллерии», возникшей именно в результате перехода Первой мировой войны в позиционную фазу со сплошной линией инженерных фортификационных сооружений. Речь идет о предшественниках современных минометов — восстановленных с использованием сохранившихся исторических деталей репликах бомбометов. Разумеется, охолощенных в соответствии с действующим российским законодательством.
Тема женских образов Первой мировой войны продолжилась и вне выставки о сестрах милосердия. О масштабах участия женщин в Первой мировой войне говорит хотя бы тот факт, что с июня по октябрь 1917 года был сформирован целый ряд женских подразделений: 1-й Петроградский женский Батальон смерти, 2-й Московский женский Батальон смерти, 3-й Кубанский женский ударный батальон, Морская женская команда, Кавалерийский 1-й Петроградский батальон Женского Военного Союза, Минская отдельная караульная дружина из женщин-добровольцев. Докладчики Дарья Горякина и Анастасия Соколова представили форму женских ударных частей. Дарья Горякина напомнила собравшимся о судьбе офицера Марии Леонтьевны Бочкаревой — создательницы первого в истории российской армии ударного женского батальона смерти, о женщинах-воинах, отдавших свои жизни за Родину. А выпускница музыкального института им. Шнитке Ирина Герасимова, одетая в форму сестры милосердия, заворожила гостей чувственным исполнением романсов. Перед зрителями предстали два непохожих образа, у которых все же нашлось кое-что общее — женское начало.
Программа завершилась выступлением ансамбля старинной казачьей песни «Курень». В свой репертуар они решили включить не столько лихие казачьи мотивы, знакомые многим, сколько напевы, призывающие задуматься о своем жизненном пути. По словам исполнителей, такой выбор связан с тем, что сейчас продолжается Великий пост — время самоанализа и переосмысления. Участники ансамбля «Курень», кстати, общаются с коренными жителями казачьих станиц и узнают у них старинные песни.
«Это мероприятие стало для нас по-настоящему уникальным — мы получили опыт проведения военно-исторического фестиваля на музейной площадке как комплексного историко-просветительского и культурного мероприятия. Гости послушали лекции реконструкторов, прикоснулись к теме, которой буквально живут эти увлеченные историей люди. Хочется поблагодарить администрацию Мытищинского музея за содействие в организации нашего события, руководителя ОВИК «Московская сводная добровольческая бригада» Олега Старкова за помощь в подготовке просветительской части программы, бессменного фотографа Юрия Круглова за многолетнее плодотворное сотрудничество, а также всех реконструкторов и гостей мероприятия, искренне влюбленных в изучение истории», — отметила Мария Веснина.
Стоит отметить, что среди гостей мини-фестиваля были будущие современные сестры милосердия — слушательницы курсов при сестричестве «Добросердечие», а также женщина-военный психолог, сотрудница фонда помощи инвалидам и ветеранам боевых действий «Своих не бросаем». Об их сегодняшних подвигах наверняка будут знать и далекие потомки — наш народ умеет беречь историческую память, что наглядно доказал мини-фестиваль в Мытищинском музее.
Надоело читать десятки Telegram-каналов? Мы собрали все самые важные и интересные новости Московского региона в новом Telegram-канале. Не пропусти, подписывайся! Telegram-канал издания "Вести Подмосковья".